На следующей неделе в Краснодаре, Новороссийске и Москве состоится предпремьерный показ документальной картины «Второе рождение линкора», рассказывающей о трагической судьбе одного из крупнейших линейных судов Первой мировой войны «Императрица Екатерина Великая», после революции получившего имя «Свободная Россия» и затопленного летом 1918 года по требованию советского правительства. В организованных краснодарским отделением Русского географического общества съемках участвовали президент РГО, министр обороны Сергей Шойгу, внуки и правнуки служивших на судне военных моряков и исследовавшие его водолазы.
— Фильм стал продолжением начатого в 2013 году крупномасштабного проекта «Раскрываем тайны линкора «Императрица Екатерина Великая»», в ходе которого наша команда поняла: историю судна должны узнать миллионы телезрителей. После гражданской войны линкор был незаслуженно забыт, но его трагическая судьба повторяет судьбу России рубежа веков — крупное и мощное государство перестало существовать под натиском революционных волн, — рассказывает РП председатель Краснодарского отделения РГО, член Общественной палаты Краснодарского края Иван Чайка.
Гордость русского флота
Весной 1911 года император Николай II принял программу усиления Черноморского флота, ключевым пунктом которой стало строительство трех современных линейных кораблей. Это решение стало ответом на намерение Турции приобрести за границей три дредноута, что обеспечило бы потенциальному противнику подавляющее превосходство на воде.
Для ускорения постройки проектные решения принимались по образу заложенных в 1909 году в Санкт-Петербурге четырех линейных кораблей типа «Севастополь». Так на черноморские суда перешли трехорудийные башни — выдающееся достижение отечественной военной техники. Толстая броня (в рубке — до 300 мм, в казематах — 100 мм), двадцать 130-мм бортовых орудий и двенадцать 305-мм орудий на четырех башнях, четыре торпедных аппарата — невиданная по тем временам боевая мощь заставляла врага ретироваться при одном виде судна. Экипаж 169-метрового судна насчитывал почти 1,5 тыс. человек. На воду линкор был спущен в июне 1914 года — за несколько недель до начала мировой войны.
Боевое крещение черноморский корабль прошел в самом начале 1916 года, встретив во время патрулирования германо-турецкий крейсер «Гебен». Благодаря блестящим завлекающим действиям эсминцев «Пылкий» и «Пронзительный» судно противника вышло на русский линкор. Опознав «Екатерину», немецкий корабль, ходивший под турецким флагом, тотчас ретировался и развернулся к Босфору. Наши моряки шли параллельно, обстреливая вражеское судно. С испещренной осколками снарядов палубой и пробитым флагом «Гебен», используя преимущество в скорости, ушел от погони. Второй раз крейсеры могли встретиться в июле 1916 года, когда «Гебен» предпринял дальний боевой рейд к Новороссийску, обстреляв по пути Сочи и Туапсе. Несмотря на своевременные агентурные сведения о выходе военного корабля из Босфора, командующий флотом адмирал Андрей Эбергард растянул операцию, из-за чего «Императрица Екатерина Великая» так и не встретилась с противником.
Волны революции
Февральская революция прошла в Севастополе, где линкор стоял на рейде, без убийств и грабежей. Во многом это было заслугой нового командующего Черноморским флотом вице-адмирала Александра Колчака, сумевшего на корню пресечь бунтарские настроения среди матросов. Сохранять дисциплину и боеспособность флота было крайне тяжело. Например, под влиянием эсеро-большевистской пропаганды моряки намеревались разорить склеп Владимирского собора, где покоились останки «контрреволюционных адмиралов» — руководителей обороны Севастополя, геройски погибших на Малаховом кургане адмиралов Павла Нахимова, Владимира Корнилова и Владимира Истомина и перезахоронить на их месте руководителя восстания 1905 года лейтенанта Петра Шмидта. Вице-адмирал Колчак приказал в ускоренном порядке перевезти останки Шмидта и его товарищей в севастопольский Покровский храм, где состоялось их временное захоронение. Решительный шаг пресек разговоры об эксгумации и надругательстве над останками героев Крымской войны и осадил агитаторов.
Уже весной 1917 года боевой корабль получает новое имя — «Свободная Россия». Сохраняя верность традициям русских моряков и не слушая революционных призывов — «штык в землю» — экипаж линкора несколько раз прикрывал ночную минную постановку у Босфора, а 12 июня столкнулся с германским легким крейсером «Бреслау», в начале войны переданным вместе с «Гебеном» Турции. Во время длившегося без малого три часа морского боя удача вновь улыбнулась противнику — воспользовавшись большей маневренностью, он ускользнул от русского линкора.
1 мая 1918 года по распоряжению председателя Совета народных комиссаров Владимира Ульянова (Ленина) «Свободную Россию» перевели из Севастополя, в который после подписания Брестского мир вошли немецкие войска, в Новороссийск. Через месяц последовал второй приказ советского правительства: уничтожить линкор, чтобы он не оказался в руках у немцев.
Разжечь топки и вывести корабль на казнь в море желающих не нашлось. В Цемесскую бухту Новороссийска пустой линкор тянули на буксире, когда судно прицельно расстреливали из орудий эсминца «Керчь», стоявшие на берегу матросы не скрывали слез. Только четвертая торпеда, детонировавшая взрыв погребов между башнями, образовала брешь, и через 37 минут корабль затонул.
К слову, орудия «Императрицы Екатерины Великой» послужили севастопольским морякам и после трагической гибели. Уже в 1930-е годы, когда со дна подняли большую часть затопленных судов, линкор поднять не удалось, зато подняли башенные орудия, которые перед Великой Отечественной войной установили на батареях береговой обороны около Севастополя.
Восклицательные знаки истории
— Сегодня линкор находится на глубине свыше 40 метров, работы осложнены тем, что судно перевернуто кверху килем, а часть верхних палуб на шесть метров ушла под морской песок. Чтобы попасть внутрь, пришлось подводной техникой размывать и отсасывать ил, — продолжает рассказ Иван Чайка.
Собеседник «Русской планеты» признался, что после запуска проекта к нему обратились потомки служивших на «Императрице Екатерине Великой» моряков — двое из Москвы, по одному из Курска и Харькова.
— В их семьях хранились фотографии и документы прадедов, воспоминания потомков вошли в фильм. Эти люди приезжали в Новороссийск в 2014 году на вековой юбилей спуска линкора на воду, на катере выходили в море, где передали водолазам памятную табличку, которую установили на затопленном судне, — добавил Чайка. — Их живые искренние воспоминания стали большим приобретением нашего проекта, крайне редко случается, что такие проекты оживают, находятся потомки служивших здесь моряков.
Например, харьковчанин Вячеслав Воронченко рассказал о деде Никифоре Воронченко — тот щедро делился с внуком воспоминаниями об Александре Колчаке, запомнившемся своей решительностью. Матрос был очевидцем затопления линкора «Императрица Мария» в Севастополе и «Екатерины Великой» в Новороссийске. Еще одним потомком оказался председатель правления «Московского клуба истории флота», известный историк русского флота Константин Стрельбицкий.
Проект вызвал и живой интерес любителей отечественной военной морской истории, дайверов со всей России. К затопленному кораблю спускались несколько десятков человек, например, команда экспедиции «Лефорт» во главе с Константином Богдановым — в 2013 году они нашли линкор «Лефорт», погибший при кораблекрушении с 843 членами экипажа полтора века назад, месяц в подводной части экспедиции участвовали сотрудники отряда Центроспас МЧС России.
— В 2016 году мы спускаемся в затопленный корабль четвертый сезон. На сушу уже подняты многие уникальные предметы, рассказывающие об оснащении судна и жизни команды. Например, на фестивале РГО в Москве мы демонстрировали пролежавший почти сто лет на дне фонарь, который после очистки отлично работал. Удивление вызвал и телефон русского акционерного общества «Сименс и Шуккерт», розетка работавшей в Петрограде фирмы «Эриксон» — известные своими мобильными телефонами и бытовой техникой фирмы работали в России еще столетие назад, — уточнил председатель Краснодарского отделения РГО. — Мы стараемся максимально сохранить оборудование линкора, поднимая наверх только самые яркие вещи.
Помимо документального фильма, который этой весной выйдет на двух федеральных телеканалах, в рамках проекта издадут книгу о линкоре и подводной экспедиции, в ближайшее время запустят сайт с виртуальным музеем — посетители увидят, каким корабль был во время Первой мировой войны и как он сохранился в Цемесской бухте. В планах — открытие музея с поднятыми со дна экспонатами. Часть из них уже переданы в Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге и музей морской славы в Геленджике.
— Наш проект поддержал президент РГО Сергей Шойгу, комментарий которого также вошел в фильм. Сергей Кужугетович рассказал о своем отношении к исследованию, подчеркнув: сегодня мы ставим восклицательные знаки в истории России, хотим рассказать о тех малоизвестных «белых пятнах», о которых нужно говорить, — подытожил Иван Чайка. — Ведь мы должны учиться на ошибках собственной истории.
По материалам сайта: krasnodar.rusplt.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя