|
||||
|
Из истории Новороссийского элеватора
В начале 20 века в Новороссийске построили гордость Российской Империи – Новороссийский силосный амбар-элеватор. Почему именно Новороссийск? За 10 лет до этого было открыто железнодорожное сообщение с молодым городом-портом. Сюда потекли реки зерна с Кубани, Дона и Поволжья. Старые амбары не могли вместить даже часть грузопотока. Именно поэтому общество Владикавказской железной дороги в апреля 1891 года начинает строить крупнейший силосный амбар-элеватор. Чуть поодаль от вокзала на железнодорожной территории выбрали ровное место и на скалистом грунте заложили котлован. Семь месяцев продолжались работы по рытью котлована. Затем была начата кладка фундамента. Возводилось огромное сооружение вместимостью 3 000 000 пудов пшеницы. Параметры сооружения поражают до сих пор: - общая длина – более 160 м; - ширина – около 30 м; - высота силосных корпусов – 30 м; - высота центральной башни – 40 м. Основание элеватора состояло из 364 силосов. И, если их все поставить один на другой, то общая высота составила бы 8 км. Элеватор был построен на скалистом грунте из камня, кирпича и железа. При этом только одного кирпича было затрачено более 9 млн. штук, а цемента – 6 тыс. тонн. Проект элеватора разработал известный инженер Станислав Валерианович Кербедз. Проектированием, изготовлением, сборкой и установкой всего оборудования занимался ещё один талантливый инженер – Александр Николаевич Щенснович. Благодаря ему элеватор стал не только архитектурной достопримечательностью, но и механическим чудом: для строительства электростанции, которая снабжала энергией всё сооружение, было использовано изобретение И.О. Доливо-Добровольского - трёхфазный генератор переменного тока. На момент постройки это была единственная электростанция подобного типа на планете В то время и Новороссийский элеватор был одним из крупнейших в мире. Чуть позже его потеснил собрат из Чикаго, но в Старом Свете Новороссийский элеватор оставался самым крупным. Уникальное сооружение поражало современников: огромное зернохранилище настолько впечатлило местных жителей, что руководство предприятия было вынуждено организовать специальные экскурсии по предприятию. В годы Гражданской войны уникальность оборудования и стройматериалов сыграла злую шутку с элеватором. В политической неразберихе здание стали разбирать по частям. В итоге после войны работы по разгрузке вагонов с зерном некоторое время пришлось вести вручную. Численность грузчиков составила 1000 человек, среди которых работал и русский силач Иван Поддубный. Во время Великой Отечественной элеватор захватили немцы и сделали оборонительный пункт. Держался он около года. Лишь в сентябре 1943 года рота автоматчиков-десантников 393-го Новороссийского отдельного батальона морской пехоты штурмом овладела элеватором и на протяжении недели обороняла его до подхода основных сил. Когда десантники всё же смогли выбраться из своего убежища и очистить от фашистов всю Новороссийскую промзону, посреди руин и оплавленной крупповской стали возвышался в гордом и печальном одиночестве гигант императорской промышленной архитектуры. После Великой Отечественной войны на территории элеватора стали строиться дополнительные корпуса и служебные помещения. В советское время элеватор был переоборудован, а после ввода в строй новых мощностей перестал использоваться по назначению. Сохранилось также и здание электростанции, лишившись, правда, своей 70-метровой дымовой трубы. В 2017 году было принято решение о реконструкции. Процесс и результат – на фото. Для свободных посещений элеватор закрыт, но на то, как он выглядит изнутри, можно посмотреть на фото. Текст и фото ЖЖ marbata, А.Поздняков @kuda_idem_nvrsk ![]()
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
|
Ваше имя