|
||||
|
Чем новороссийская «борода» отличается от боры?
Такой вопрос задавал новые жители южного города буквально два дня назад, когда задул холодный ветер. Сейчас после него только не самые приятные воспоминания. В одном из пабликов кто-то из недавних новороссийцев выложил снимки с ветреными пейзажами, виды Маркотха. И сделал подпись: «Если бора на горах – это значит все, холода наступили». Автора поста поправил один из подписчиков: «не бора, а «борода». «Когда пишу «борода», меня поправляют: мол, это бора. Кого мне слушать?» – последовала реплика. Надо сказать, что бора обозначает северо-восточный ветер в Новороссийске, а это не только «борода». Термин «бора» местными жителями употребляется не так часто, как понятие «норд-ост». Пожалуй, даже намного реже. Ветер образуется в районе Новороссийска, потому что с северо-востока поступает холодный воздух. На гребне хребта он сталкивается с теплым морским воздухом. Начинается «борьба» воздушных масс. В такой момент на Маркотхе появляется густой туман. Это и есть та самая «борода», которую хорошо видно из города. Она является предвестником норд-оста, или той самой боры. Если побеждает холодный воздух, а он обычно и побеждает, то из-за перевала к нам приходит сильный ветер. «Бороду» можно наблюдать несколько часов, а норд-ост, бора при совершенно ясном небе длятся по нескольку дней. Ранее «Новороссийский рабочий» по материалам книги А. Герасименко и С. Санеева «Новороссийкъ: от укрепления к губернскому городу» подготовил подборку фактов о разрушительных ураганах, которые сопровождали наш город с момента его основания. Приводим лишь некоторые из них. 21 ноября 1839 г. – в связи с начавшейся жестокой борой потерпел крушение люгер «Геленджик», команда судна спасена. 13 ноября 1844 г. – транспорт «Дооб» выдержал жестокую морозную бору, стоя на бочке на рейде Цемесской бухты. «Его так занесло и заморозило льдом, что транспорт, по словам командира его капитан-лейтенанта Клюшникова, погрузился на 2 фута (61 см) ниже обыкновенного своего состояния, но выстоял…» 30 июня 1846 г. – награждены участники самоотверженного спасения экипажей судов, терпящих крушение на Новороссийском рейде в ноябре 1844 года. В том числе награжден золотой медалью харьковский купец Карп Кавалерский, который с 1852 года являлся бургомистром г. Новороссийска. 29 ноября 1847 г. — начался норд-ост, который дул без перерыва почти два месяца. С 1 по 3 декабря ветер перешел в ураган, городу причинены большие повреждения: со многих домов снесены крыши, со здания карантина и крыша и стропила. 13 декабря 1847 г. – ураганом около укрепления выброшена на берег турецкая кочерма. Кочерма привезла товар из Трапезунда. Экипаж кочермы и грузы, доставленные на ней, спасены гарнизоном укрепления Новороссийск. 13 января 1848 г. – ветер перешел в сильнейший ураган, к ветру добавился мороз, доходивший до минус 5 градусов. Сильно пострадало здание госпиталя. Стоявшая на рейде эскадра абхазской экспедиции из 5 кораблей и 3 судов Отдельного Кавказского корпуса получили серьезные повреждения, сели на мель или были потоплены. Всего во время бури погибло 57 человек. Многие офицеры и матросы поступили в новороссийский госпиталь с обмороженными руками и ногами. 2-3 марта 1851 г. -норд-остом выброшены на берег транспорт «Буг» и шхуна «Ласточка». Погибших не было, оба судна были сняты с мели. 23 февраля 1863 г. – в Цемесской бухте во время шторма погибло 3 азовских баркаса «из числа состоящих при Константиновской морской станции». С 1 по 6 августа 1877 г. – в Новороссийске и окрестностях был сильный норд-ост и буря с дождем. В результате было выворочено с корнем множество столетних великанов – дубов и ясеней, разнесены сеновалы и сено развеяно по окрестностям, уничтожено много сушившегося табака. Дождем смыта половина табака на корню. 1 ноября 1888 г. – в Новороссийске разыгрался норд-ост, продолжавшийся 5 дней. Бурей было выброшено на берег турецкое судно, потоплена небольшая баржа, принадлежавшая строителям порта, оторван от причала порта и выброшен на мель буксир «Эдинька». Июнь 1891 г. – в районе Новороссийска начала действовать метеорологическая станция 2 разряда 1 класса. Она была построена Министерством путей сообщения и располагалась на северо-восточном берегу бухты за цемзаводами, в 200 м от бухты. В этом же году были открыты филиалы станции: в самом городе на южной окраине и на Маркотхском перевале. Главным назначением метеорологической станции было изучение боры, или норд-оста. Первым руководителем станции стала А.И. Преображенская, выпускница высших женских курсов в Санкт-Петербурге. С 6 по 11 декабря 1899 г. – в Новороссийске разыгрался сильный норд-ост. Температура опустилась до минус 32 градусов. Ни за какие деньги нельзя было найти извозчика для езды по городу; конь или экипаж были бы снесены в море могучим ветром без всякого затруднения. Лодки дробило и выбрасывало на берег. Потерпели бедствие суда «Цесаревич» и «Англичанка». В ночь с 10 на 11 апреля 1912 г. – «…В это время в Новороссийске была весна: сирень, персики, яблоки и прочие были в полном цвету. Ночью стали появляться первые признаки бури. Страшный шум ветра, треск ломающихся изгородей, грохот срываемых крыш, вывесок, балконов держали в страхе все население. Буря продолжалась до полудня 11 апреля. Главная улица в городе была завалена сорванными вывесками, обломками балконов, черепицей, выкорчеванными деревьями. В бухте потерпели аварию и были выброшены на берег 5 больших парусных судов». Для нас нынешний осенний норд-ост закончился несколькими поваленными деревьями, разрывами электросетей. С этими последствиями справились еще, в основном, вчера. ![]()
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
|
Ваше имя