В начале 20 века в Новороссийске построили гордость Российской Империи – Новороссийский силосный амбар-элеватор.
Почему именно Новороссийск?
За 10 лет до этого было открыто железнодорожное сообщение с молодым городом-портом. Сюда потекли реки зерна с Кубани, Дона и Поволжья. Старые амбары не могли вместить даже часть грузопотока.
Именно поэтому общество Владикавказской железной дороги в апреля 1891 года начинает строить крупнейший силосный амбар-элеватор.
Чуть поодаль от вокзала на железнодорожной территории выбрали ровное место и на скалистом грунте заложили котлован.
Семь месяцев продолжались работы по рытью котлована.
Затем была начата кладка фундамента.
Возводилось огромное сооружение вместимостью 3 000 000 пудов пшеницы.
Параметры сооружения поражают до сих пор:
- общая длина – более 160 м;
- ширина – около 30 м;
- высота силосных корпусов – 30 м;
- высота центральной башни – 40 м.
Основание элеватора состояло из 364 силосов. И, если их все поставить один на другой, то общая высота составила бы 8 км.
Элеватор был построен на скалистом грунте из камня, кирпича и железа. При этом только одного кирпича было затрачено более 9 млн. штук, а цемента – 6 тыс. тонн.
Проект элеватора разработал известный инженер Станислав Валерианович Кербедз.
Проектированием, изготовлением, сборкой и установкой всего оборудования занимался ещё один талантливый инженер – Александр Николаевич Щенснович. Благодаря ему элеватор стал не только архитектурной достопримечательностью, но и механическим чудом: для строительства электростанции, которая снабжала энергией всё сооружение, было использовано изобретение И.О. Доливо-Добровольского - трёхфазный генератор переменного тока.
На момент постройки это была единственная электростанция подобного типа на планете
В то время и Новороссийский элеватор был одним из крупнейших в мире. Чуть позже его потеснил собрат из Чикаго, но в Старом Свете Новороссийский элеватор оставался самым крупным.
Уникальное сооружение поражало современников: огромное зернохранилище настолько впечатлило местных жителей, что руководство предприятия было вынуждено организовать специальные экскурсии по предприятию.
В годы Гражданской войны уникальность оборудования и стройматериалов сыграла злую шутку с элеватором.
В политической неразберихе здание стали разбирать по частям. В итоге после войны работы по разгрузке вагонов с зерном некоторое время пришлось вести вручную. Численность грузчиков составила 1000 человек, среди которых работал и русский силач Иван Поддубный.
Во время Великой Отечественной элеватор захватили немцы и сделали оборонительный пункт. Держался он около года.
Лишь в сентябре 1943 года рота автоматчиков-десантников 393-го Новороссийского отдельного батальона морской пехоты штурмом овладела элеватором и на протяжении недели обороняла его до подхода основных сил.
Когда десантники всё же смогли выбраться из своего убежища и очистить от фашистов всю Новороссийскую промзону, посреди руин и оплавленной крупповской стали возвышался в гордом и печальном одиночестве гигант императорской промышленной архитектуры.
После Великой Отечественной войны на территории элеватора стали строиться дополнительные корпуса и служебные помещения.
В советское время элеватор был переоборудован, а после ввода в строй новых мощностей перестал использоваться по назначению.
Сохранилось также и здание электростанции, лишившись, правда, своей 70-метровой дымовой трубы.
В 2017 году было принято решение о реконструкции. Процесс и результат – на фото.
Для свободных посещений элеватор закрыт, но на то, как он выглядит изнутри, можно посмотреть на фото.
Текст и фото ЖЖ marbata, А.Поздняков
@kuda_idem_nvrsk
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя