Умер Артем Иванович Азиров. Скорбную весть журналисту сегодня сообщила дочь малоземельца Валентина.
19 декабря Артему Ивановичу, проживавшему в последние годы Москве, должно было исполниться 102 года. Накануне такой серьезной даты вместе с Раисой Соколовой, заведующей отделом истории Великой Отечественной войны нашего музея, мы решили справиться о здоровье героя. Его дочь Валентина ранее сообщала, что в сентябре, в дни празднования годовщины освобождения Новороссийска от фашистских захватчиков, он находился в больнице.
И вот в трубке телефона слышны всхлипывания. Надрывающимся голосом дочь сообщает нам скорбную весть: 16 ноября Артема Ивановича не стало. До 102-летия не дожил месяц и три дня.
Валентина рассказала, что она в сентябре получилась открытку с поздравлениями Артема Ивановича от Раисы Соколовой и сотрудников Новороссийского исторического музея-заповедника и вручила ее в больнице своему папе. Артем Иванович всегда радовался, когда получал весточки из Новороссийска. Для него наш город остался городом его подвига, его молодости.
Автор этих строк в последний раз говорила с Артемом Ивановичем накануне его столетия. До сих пор помню свои эмоции: герой-малоземелец был в светлом уме, выступал перед молодёжью, рассказывая о героизме русского народа при освобождении Новороссийска. А его фраза «Я до сих пор хожу по Москве своими ногами», меня покорила!
Я спросила тогда у юбиляра: в чем секрет его долголетия? Привожу его ответ:
– Ничего особого не предпринимал для этого, всю жизнь трудился, никогда не курил и не пил. А еще долгожители мои родные, мама и папа жили довольно долго, до 80 лет. Но на сегодня в этом смысле я обошел всех известных мне родственников.
Конечно ж, я расспрашивала Артема Ивановича, что он помнит из фронтовых будней? Артем Азиров начал свой фронтовой путь в 51 отдельной стрелковой бригаде Закавказского фронта, в 1942 году она выполняла боевую задачу в горах под Туапсе. В десятых числах февраля 1943 года воинов на военном крейсере «Беспощадный» перебросили в Новороссийск, они высадились на берег Мысхако.
— Что я увидел тогда в Мысхако? Последствия жаркого сражения, трупы, лежащие на земле. Там было страшное, — вспоминал Артем Иванович. — Мы пошли по Долине смерти, стояли в районе Колодца жизни. По нам бил враг, а мы отражали атаки. Мы были на передовой. Как мы выживали? Никто об этом не думал – война есть война. Спали в окопах, под открытым небом, а порой и по пояс в воде. Я пишу в своих статьях: фронтовик на войне становится железным. 17 апреля фашисты перешли в генеральное наступление, завязался страшный бой. Нас спасло то, что пришло подкрепление с неба. Семь месяцев я был командиром взвода, а затем был назначен командиром роты автоматчиков.
Артем Азиров был награжден Орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны первой степени, медалью за победу.
Большую часть своей жизни Артем Иванович провел в Тбилиси, где трудился в институте истории Грузии, он кандидат исторических наук. В последние десятилетия герой-малоземелец был активистом ветеранского движения, занимался патриотическим воспитанием молодежи, вступал с рассказами о войне в школах и учебных учреждениях.
– По школам я хожу своими ногами, – удивлял меня во время последней встречи юбиляр. – Мне трудно, но все равно хожу. В школах Москвы меня хорошо знают. Я сделал все, чтобы дети мыслили прямо, а не криво. Мой девиз с детства – быть честным и справедливым человеком.
Как дипломированный историк фронтовик относится к истории государства Российского трепетно, с большой любовью и уважением.
– Тех, кто топчет историю, я отвергаю. Я всегда говорю: русский народ в 1941-1945 годах совершил подвиг. Это не сказка! Мы весь мир спасли от фашизма. И нас нужно за это уважать, – говорил мне в последнем интервью герой-малоземелец.
Артем Азиров очень много писал для газет, издал воспоминания о своей жизни «Для себя и для своих родных». С Новороссийском у Артема Ивановича особая любовь, он признавался, что обожает наш город, это его вторая родина. В Новороссийске все это время проживал его сын, правда, он уже скончался.
В интервью я задала один неудобный вопрос: а не устал ли он от жизни?
– Не устал душевно и психологически, – ответил он. – Правда, иногда ноют мои метки войны, – говорил Азиров. Свои ранения ветеран любовно называет «метки войны». Таких меток у него несколько, ранение в ногу и руку и осколок во лбу.
Расспрашивала я ветерана войны, что он думает о специальной военной операции.
– То, что сейчас происходит – это вызов времени, – говорил мне герой. – Мы не агрессоры, а защитники родины, детей, будущего. Наших братьев-украинцев используют против России. Но мы должны выиграть в этом противостоянии, чтобы спасти мир.
– Даже несмотря на возраст и недуги, папа мечтал еще раз побывать в Новороссийске, – сказала мне тогда на прощание дочь Валентина. – Очень часто ему снилась война, полыхающая в огне Малая земля, бои, друзья-однополчане. Пока позволяло здоровье, он встречался с детьми и молодежью, считая своим долгом рассказывать им правду об истории нашей страны, воспитание молодежи в духе патриотизма было для него кровным делом.
Пусть город, за который, в рядах других воинов сражался мой папа Артём Иванович Азиров, процветает, развивается и хорошеет! Всего самого светлого и прекрасного его жителям, – завершила Валентина Артёмовна.
Раиса Соколова сказала, что оставалась в живых еще один герой, освободитель Новороссийска, – Розалия Сергеевна Абгарян, связист-радист 88 полка связи. 17 июня 2023 году ей исполнилось сто лет, но проживает она в Ереване, и последний год дозвониться к ней невозможно.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя