|
||||
|
«Невкусное. Холодное. Не люблю». Почему так говорят в школьных столовых Новороссийска?
В нашей сегодняшней экспертизе расскажем о том, как организован процесс питания в школах Новороссийска, на что имеют право родители при посещении столовой и всегда ли надо слепо доверять отзывам детей. Быть может, стоит разобраться в причинах недовольства чада и повлиять на качество школьной тарелки? «Невкусное. Холодное. Не люблю», — по статистике экспертов Народного фронта, это самые распространенные жалобы на школьное питание по всей стране. Глобальный мониторинг — кто, как и чем кормит детей в школах — общественники начали еще в 2017 году. После было подготовлено три доклада для Президента о важности питания в школе для здоровья детей, а также о проблемах, выявленных в этой сфере. По Поручению Президента Владимира Путина, с сентября 2020-го школьники начальных классов стали получать горячее питание за счет бюджета. Ежегодно на эти цели выделяется больше 80 млрд руб. В муниципальном образовании г. Новороссийск – 33 школы. Учащихся кормит оператор питания – победитель конкурсной процедуры, по результатам которой заключается муниципальный контракт. Несмотря на то, что каждая школа выходит на торги самостоятельно, вот уже несколько лет победитель во всех образовательных организациях один – ООО «Торговый дом «Кубань» (далее – ТДК). Контракты разыгрываются два раза в год: в августе — на питание детей в первом полугодии, в декабре – на второе полугодие. Питание в школах Новороссийска организовано по принципу аутсорсинга. То есть руководство школы закупает не продукты у поставщика питания, а услугу: «завтрак», «обед», «полдник» по количеству дето-дней. Столовые переданы оператору питания в аренду. Готовят пищу, моют посуду, накрывают столы – сотрудники ТДК. По контракту и закону В муниципальном контракте прописано, что сервировка и накрывание столов – обязанность оператора питания, то есть эти услуги ему оплачены. Тем не менее в некоторых школах учеников старших классов, по согласию родителей, привлекают к накрыванию столов. Согласно п. 3.5.7. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», для предотвращения размножения патогенных микроорганизмов не допускается привлечение к приготовлению, порционированию и раздаче кулинарных изделий посторонних лиц, включая персонал, в должностные обязанности которого не входят указанные виды деятельности. Два раза в год в школах меняется меню: «Осень» — с сентября по конец ноября, «Зима-весна» — с декабря по конец учебного года. Меню разрабатывает ТДК. После чего получает на него экспертное заключение территориального органа Роспотребнадзора. У нас его выдает ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», Новороссийский филиал. Цикличное меню разрабатывается на 10 дней для 1-4 классов и на 10 или 12 дней для учеников 5-11 классов. Ознакомиться с ним каждый родитель может на сайте школы в отдельной вкладке «Питание», а также в школьной столовой. Кроме цикличного, есть еще ежедневное меню. В нем указана дата, наименование блюд, выход порции в граммах, количество белков, жиров и углеводов, калорийность, стоимость. На сайт школы оно выставляется вместе с фотографиями блюд. Правда, некоторые школы идут на хитрость: сфотографировав разок блюда, они выставляют одни и те же фотографии каждые 10 дней. В столовой, в специально отведенной зоне, с соответствующей надписью, стоит контрольное блюдо. Оно должно совпадать с тем, что у детей в тарелках. В этом году в городских школах появилось также диетическое меню для детей с сахарным диабетом и непереносимостью глютена. Разработано оно с привлечением врачей диетологов. Все школы Новороссийска питаются по одинаковому меню! То есть, если в гимназии №2 на завтрак у детей котлета с гречкой, то такой же завтрак получат ребята по всему городу, вне зависимости от номера школы, а также от того, является ли ребенок льготником или организованно питается за родительскую плату. Каждый родитель, чей ребенок питается в школе, имеет право на посещение столовой! С Положением о родительском контроле можно ознакомиться на сайте своей школы. Чаще всего для посещения столовой просят предварительно согласовать время посещения. Для этого необходимо связаться либо с директором, либо с ответственным за питание (контактные данные также указаны на сайте школы). Многие родители уверены, что если школу заранее предупредить о визите, то именно в этот день детей накормят вкусно и повара не допустят явных нарушений. Тем не менее порядок есть порядок. Кстати, каждый родитель ученика 5-11 классов заключает договор на предоставление услуги горячего питания с ТДК. И в нем ничего не сказано про порядок допуска родителей в столовую, зато есть пункты, позволяющие им снимать пробы готовой продукции, знакомиться с сертификатами качества продуктов и технологиями приготовления блюд. Любопытно: если раньше в договоре было уточнение, что снимать пробу можно с порции своего ребенка, то в новой форме, закрепленной Постановлением главы города № 4425 от 25 сентября 2024 года, такого нет. Итак, вы, родитель, попали в столовую. На что имеете право в рамках родительского контроля и на что стоит обратить внимание? 1. Блюдо. 2. Особенно на количество овощей. Вы имеете право произвести контрольное взвешивание. Оператор питания обязан предоставить вам весы. Взвешивать надо 10 порций! 3. Овощи, салаты должны подаваться в отдельных тарелках порционно! Но если в меню указан сложный гарнир, например картофельное пюре/консервированные овощи, то тогда они подаются в одной тарелке. 4. Обратите внимание на внешний вид блюд, например, если в меню указаны «печеночные оладьи», то форма у них должна быть оладий, а не запеканки. Если вид какого-то блюда вызывает у вас сомнение, попросите показать вам технологическую карту. В ней будет все прописано. Технологические карты должны быть в каждой столовой. 5. На столах у детей должны быть салфетки. 6. Ложки, вилки – в необходимом количестве. Если столовых приборов или посуды не хватает, ТДК обязан ими доукомплектовать столовую. 7. На чашках, стаканах, тарелках не должно быть сколов, трещин. Такая посуда сразу изымается и меняется на целую. 8. Повара, сотрудники раздачи должны быть в чистой форме, в головных уборах. Не допускаются длинные ногти. Если у сотрудника столовой маникюр — он обязан работать в перчатках. 9. Выявленные нарушения актируйте, делайте видео- и фотофиксацию. Также обратите внимание на индекс «несъедаемости» — сколько отходов дети несут в мойку, моют ли ребята руки перед тем, как зайти в столовую, работают ли сушилки для рук, есть ли мыло в зоне рукомойников и пользуются ли им дети. Столовая должна быть чистой, без насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. Если руководство школы и оператор питания не устранят выявленные замечания, можно оставить жалобу на официальном сайте Народного фронта https://onf.ru/pitanie С 1 сентября 2023 года все общеобразовательные школы Новороссийска перешли на бесконтактную систему оплаты горячего питания — «Аксиома». Подобные системы работают в разных регионах и хорошо себя зарекомендовали, потому что это удобно и прозрачно. Каждому ученику присваивается личный счет, на который родители кладут определенную сумму. Потратить ее можно только на школьное питание. При этом, как только ребенок посетит столовую, мамы-папы получат в специальном приложении отчет о том, что же их чадо ело. — Пополнить баланс «Аксиомы» можно через банкомат, онлайн-приложение банка или внести наличные через кассу банка, – рассказывает главный специалист управления образования, курирующий вопросы питания, Анна Журавко. – Теперь у родителей не может накопиться долг. Все платежи видны в приложении. Прозрачность системы позволяет своевременно контролировать баланс лицевого счета ребенка. С начала 2024 года в школах внедряется возможность расплатиться по «Аксиоме» и за буфетное питание. Оплата наличными, по просьбе родителей, также сохраняется. Выпуск карты «Аксиома» стоит 100 рублей. Это единоразовая оплата. Карта не имеет ежемесячного обслуживания, как в банках. Некоторые родители недовольны тем, что с них берется комиссия за пополнение баланса. Оплата без комиссии возможна через банк ВТБ и с минимальной комиссией в 1% через Сбербанк. С остальными банками ведется работа в этом направлении. Все ученики 1-4 классов питаются бесплатно за счет Федерального бюджета. При этом завтрак ученика младших классов в Новороссийске сегодня обходится государству в 113,20 рубля; обед – в 139,46 рубля. Ученики 5-11 классов, не имеющие льгот, питаются за счет родительских средств. Сегодня в Новороссийске стоимость завтрака – 123,63 рубля; обеда – 143,51 рубля. Дети из многодетных, малообеспеченных семей, находящие в социально опасном положении, семей участников СВО – питаются бесплатно. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды, посещающие школу, получают двухразовое питание бесплатно (завтрак и обед или обед и полдник, в зависимости от учебной смены). Дети с ОВЗ и дети-инвалиды, обучающиеся на дому, получают денежную компенсацию за двухразовое горячее школьное питание. Питание льготников оплачивается из бюджета разных уровней. В Новороссийске 19 372 ученика младших классов, которые 100% охвачены горячим питанием за счет средств Федерального бюджета. В среднем, один день питания учеников 1-4 классов города-героя обходится государству в 2,5 миллиона рублей (без учета детей-инвалидов, детей с ОВЗ, получающих двухразовое питание). За 2024-2025 учебный год только на питание начальной школы Новороссийска государство потратит более 412,5 миллиона рублей! Обидно, если основная часть этих «денег» окажется в помойном ведре. Так что очень важно сделать горячее питание в школе вкусным и полезным, чтобы дети его ели, а не выбрасывали. Личное мнение эксперта Темой школьного питания я занимаюсь с 2017 года. Тогда же стала активистом, а затем экспертом Народного фронта в этой сфере. В 2019 году, во время визита Владимира Путина в республику Адыгею, была приглашена на встречу и смогла задать вопрос президенту про качество школьного питания. Могу отметить, что за последний год в школах Новороссийска организация и качество школьного питания улучшились, меню стало разнообразнее и интереснее, помимо яблок на столах у детей появились апельсины и бананы, а супы начали готовить не на воде, а на бульоне. Все это получилось благодаря тесному сотрудничеству экспертов, администрации города, школ и оператора питания. Но самую большую роль в улучшении качества школьной тарелки сыграл регулярный родительский контроль. Были случаи, когда выявленные родителями нарушения приводили к смене поваров в столовых, после чего блюда стали заметно вкуснее. Но нет предела совершенству, всем нам есть еще над чем работать. «Невкусное. Холодное. Не люблю». Прежде чем писать жалобы в компетентные органы, рекомендую обратиться в школу и разобраться в причинах таких характеристик. «Невкусное», потому что невкусное или потому что ребенок не привык к такой пище? Например, мама никогда не готовит творожную запеканку или тушеную рыбу. «Холодное» – потому что рано накрывают столы, в столовой не работают мармиты или ребенок задерживается после уроков и к моменту его появления порция остывает? Жалоба «Не люблю» вообще весьма субъективна, кто-то просто даже пробовать отказывается непривычные блюда, может, стоит разнообразить домашнее меню? Так что, дорогие родители, давайте проявлять больше внимания к школьному питанию и делать это рационально, с пользой для детей и их желудков. Сегодня у вас есть возможность посещать столовые, пробовать блюда, знакомиться с технологическими картами и сертификатами на продукцию, а также вносить предложения по процессу организации питания в вашей школе. По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
|
Ваше имя