Второй год в Новороссийском социально-педагогическом колледже идет набор на новую специальность «Педагог дополнительного образования». Как подготовить профессионалов и какой направленности кадры особенно нужны, обсудили за «круглым столом».
Инициатива проведения межмуниципального круглого стола исходила от Общественной палаты Новороссийска. В актовый зал НСПК приехали специалисты сферы допобразования из Анапы, Геленджика, Крымского и Темрюкского районов. Самыми главными гостями мероприятия, для кого это все по большому счету и затевалось, стали студенты первого и второго курсов вышеназванной специальности. Именно им в скором времени предстоит стать педагогами-наставниками для наших с вами детей.
Бытует мнение, что подрастающему поколению мало что интересно, кроме гаджетов и интернета. Глядя на статистику, представленную управлением образования Новороссийска, с этим можно поспорить. Из 46 000 детей в возрасте от 5 до 18 лет — 36 000 посещают те или иные секции и кружки, зарегистрированные в системе «Навигатор». Но ведь есть еще и коммерческие организации. Их, кстати, у нас более 200, а значит, реальный охват детей еще больше. Кроме того, учитывая темпы прироста населения, с каждым годом потребность в специалистах допобразования будет только увеличиваться.
Педагогам постоянно приходится совершенствовать мастерство, чтобы отвечать требованиям подопечных, ведь «клиповость» мышления современных детей, необходимость частой смены деятельности для сохранения заинтересованности накладывают отпечаток на разработку программ дополнительного образования.
Как в своем выступлении отметила директор Дворца творчества детей и молодежи им. Сипягина Татьяна Радченко, для того, чтобы ребенок мог определиться, чем ему действительно нравится заниматься, он должен попробовать несколько направлений.
Именно с этим связано большое количество программ с названием «Основы чего-то там». Например, «Основы вокального искусства», «Основы инженерных профессий», «Основы борьбы» и т.д.
Раньше любой человек с высшим образованием — специалист в какой-то сфере, при наличии определенных личностных качеств и отсутствием судимости, мог прийти в центр допобразования, школу, клуб и проводить занятия с детьми. Теперь к такой работе допускаются лишь квалифицированные кадры, имеющие на руках документы, подтверждающие специальное и педагогическое образование. Пройти курсы переподготовки можно в нашем НСПК. Так, например, за последнее время 40 педагогов Дворца детского творчества детей и молодежи им. Сипягина сделали это.
В Новороссийске довольно много различных объединений, в которых могут заниматься ребята, но самыми популярными являются спортивные секции (50% отдают предпочтение спорту), хореография и вокал. Вспомните свое детство, на какую секцию или в какой кружок вы ходили?
Если есть лидеры, то должны быть и отстающие. Меньше всего юных новороссийцев посещают допзанятия технической и туристско-краеведческой направленности. И на это есть объективные причины.
— Если взять туризм, то тут, конечно, на первом месте проблема с кадрами. Педагог дополнительного образования, ведущий такую секцию, должен не просто знать теорию, но и иметь практические навыки, причем подтвержденные документально, — пояснила главный специалист управления образования Новороссийска Дарья Корнблюм. – Пройти категорийные походы может не каждый. Тут важны хорошая физическая форма и, конечно, желание. Но у нас есть специалисты в этой сфере. Яркий пример – Центр детского творчества под руководством Галины Петровской-Руссу.
Галина Андреевна, выступая перед собравшимися, особое внимание уделила наставничеству. Педагоги Центра готовы делиться опытом и методическими наработками со студентами НСПК в рамках сетевого взаимодействия. При этом она скромно умолчала, что воспитанники Центра — многократные призеры муниципальных, краевых, всероссийских соревнований. Ребята не просто ходят в походы, но и получают экологические и краеведческие знания, а некоторые, к тому же, спортивные разряды.
Вот так и должна вестись подготовка кадров: воспитывать своих и привлекать перспективную молодежь со стороны. Будем надеяться, что благодаря сотрудничеству с НСПК через несколько лет в нашем городе станет намного больше ребят, занимающихся краеведческим туризмом, потому что у них будет много квалифицированных наставников.
Второе «провальное» направление – техническое. Здесь к кадровой добавляется еще и проблема материально-технического обеспечения. При этом в сельских школах у нас работают «Точки Роста», в городе есть «Кванториум», а в «Школьнике-2» с сентября открылся «IT-куб», где молодые талантливые педагоги абсолютно бесплатно занимаются с ребятами по интереснейшим направлениям: мультипликация, объемное моделирование 3D-ручкой, сайтостроение, инфографика и визуализация данных, робототехника, инженерная графика учат работать с нейросетью, и т.д. Кстати, в «IT-кубе» на большинство направлений еще есть места!
У читателей старшего поколения, наверное, возник вопрос, а где же конструирование и моделирование, где продукты их деятельности, которые ребята создают руками и которые можно потрогать? Такие кружки тоже есть, но общий охват техническим направлением в Новороссийске всего 8,2 процента. Это очень мало с учетом курса на развитие инженерной направленности среди детей России. Вот и думают педагоги коллективно, на подобных «круглых столах», как этот перекос исправить. Без нас, родителей, им с этой задачей не справиться. Все же именно мы должны быть примером, направлять и подсказывать. Пока мы не приведем ребенка на занятия, педагог ничего увидеть и развить не сможет.
Конечно, говорили на заседании «круглого стола» и о территориальной «несправедливости». Большинство кружков и секций доступны детям Южного и Центрального районов. В Приморском, Восточном и Новороссийском надо развивать материально-техническую базу, открывать новые центры.
Да, есть и там положительные примеры, например школа №24 в станице Раевской, которая, несмотря на колоссальную нагрузку (2728 учеников), умудряется предоставить большое разнообразие кружков, объединений и секций для станичной ребятни, чтобы они не мотались в город. Этому во многом способствует хорошо выстроенное взаимодействие со спортивными школами и учреждениями культуры.
Но как бы ни улыбалась за кафедрой директор школы Наталья Голеницкая, все собравшиеся понимали, что найти помещение в условиях такой загруженности учебного заведения — задача сложная. И были бы у директора свободные кабинеты, она бы еще шире развернулась.
Все поднятые проблемные вопросы легли в резолюцию «круглого стола». Теперь Общественная палата направит ее главе города, и, возможно, этот документ примут за основу дальнейшего развития сферы дополнительного образования Новороссийска. А положительные практики, реализуемые в нашем городе, гости мероприятия взяли себе на вооружение.
При подготовке специалистов этой сферы важно содействие с образовательными организациями различной направленности, чтобы оперативно откликаться на запрос работодателя.
Чуть не забыла, руководитель одного из Центров детского творчества Анапы приглашает на работу в город-курорт. Говорит, что по губернаторской программе молодым специалистам сферы допобразования компенсируется стоимость найма жилья. Получается, профессия «педагог дополнительного образования» — профессия востребованная, а значит, у выпускников НСПК есть все шансы найти работу по специальности после окончания обучения и получить дополнительную материальную поддержку от государства. Учащимся девятых классов и их родителям рекомендуем присмотреться.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя