Время зарождения и становления Северо-Кавказской транспортной милиции связано с трудным периодом в жизни нашей страны. После революции 1917 года положение железных дорог было тяжелейшим. Паровозный и вагонный парк, дорожные сооружения находились в запущенном состоянии. Большинство специалистов-железнодорожников оставили свои служебные места и упорно саботировали мероприятия новой власти. Бандиты всех мастей разбирали пути, останавливали и грабили поезда. По подложным документам с товарных станций вывозились целые эшелоны. От Грозного до Ростова-на-Дону все пассажирские поезда сопровождали чекисты, милиционеры и бойцы Красной Армии. Чтобы поддерживать порядок и единство управления на всех железных дорогах 18 февраля 1919 принят Декрет, «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Именно эта дата впоследствии, стала считаться Днем образования милиции на транспорте. Ядром нового подразделения стали сотрудники уголовного розыска. На каждой железной дороге были учреждены линейные подразделения милиции. На Северном Кавказе такие органы создаются в 1920 году.
Владикавказская дорога к тому времени имела протяженность более 4000 верст. На каждую версту по штату полагалось 2 милиционера. Условия несения службы были мягко говоря не самые приемлемые. Не было в достатке форменной одежды и обуви, вооружение было разнородным, не хватало боеприпасов к нему. Пайками милиционеры не обеспечивались. Зарплата была мизерной, семью не прокормить». Но несмотря на тяготы и лишения, первые транспортные милиционеры защищали правопорядок, боролись с бандитизмом и хищениями народного добра на железнодорожном транспорте».
В декабре 1921 руководством страны принимается решение об упразднении железнодорожной и водной милиции и передаче их функций в органы госбезопасности. Однако такое решение не принесло стабильности и спустя 16 лет в 1937 году железнодорожная милиция была воссоздана вновь. Были образованы Дорожные отделы милиции, работа которых была построена по линейному принципу. В сложный период конца 30-х годов, когда были допущены массовые нарушения законности, транспортная милиция Северного Кавказа в меру своих сил и возможностей обеспечивала порядок на перегруженной грузопотоками Владикавказской железной дороге, охраняла государственную собственность от преступных посягательств.
Началась Великая Отечественная война. В эти грозные годы органы транспортной милиции были перестроены на военные рельсы и продемонстрировали исключительную эффективность в обеспечении общественного порядка на железных дорогах при перевозке войск, техники, эвакуированного населения и промышленного оборудования, а также розыске и задержании дезертиров, паникёров, шпионов и диверсантов. Движение поездов то и дело прерывалось из-за бомбежек. Работать приходилось под непрерывными налетами вражеской авиации, стремившейся нарушить снабжение действующей армии и передвижение наших войск. Милиционеры службу несли неделями, позабыв про сон и отдых. В эти полные напряжения и усталости дни милиция предотвращала панику и вселяла в людей уверенность в нашей победе.
В послевоенные годы, когда наша страна остывала от жестокой войны и возвращалась к мирной жизни, усилия стражей правопорядка были подчинены скорейшему восстановлению народного хозяйства страны. В этот период органы транспортной милиции возглавляло управление охраны Министерства государственной безопасности СССР. В последующие годы в органах правопорядка на транспорте происходили изменения: упразднялись и объединялись министерства, на смену дорожным отделам милиции приходили дорожно-транспортные управления, преобразовывались и создавались новые отделы, но неизменной оставалась деятельность линейной милиции – это продолжение лучших традиций пройденного пути, их преемственность.
В 1980 году Северо-Кавказский Отдела Транспортной Милиции переименован в Северо-Кавказское управление внутренних дел на транспорте. В его состав были включены органы предварительного следствия и созданы подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы. Одной из славных страниц в истории сотрудников транспортной милиции Северного Кавказа является участие в обеспечении общественного порядка во время Олимпийских игр в Москве в 1980 году. В Ростове-на-Дону были сформированы сводные дивизионы Северо-Кавказского УВДТ, которые охраняли общественный порядок на железнодорожных станциях Московской области. Стражи правопорядка с честью выполнили свой служебный долг и за два месяца работы дивизионов в сопровождаемых пассажирских поездах не было допущено ни одного уголовного проявления. Многие наши сотрудники были награждены государственными и ведомственными наградами.
В августе 1986 сотрудники транспортной милиции принимают участие в ликвидации последствий катастрофы всесоюзного масштаба, произошедшей в Цемесской бухте Новороссийска, когда пассажирский пароход Адмирал Нахимов после столкновения с сухогрузом потерпел крушение и затонул в 4 километрах от берега.
В апреле 1993 года создаются отряды милиции особого назначения при Северо-Кавказском УВД на транспорте, которые дислоцировались в Ростове-на-Дону, Минеральных Водах и в г. Грозном. С момента образования бойцы отрядов более 50 раз выезжали в «горячие точки», где выполняли служебно-боевые задачи по предотвращению диверсионно-террористических актов, обеспечивали безопасность движения пассажирских и грузовых поездов, охраняли железнодорожные мосты и объекты транспорта.
На рубеже тысячелетий в работу транспортной милиции активно внедряются новые специальные технические средства, позволяющие быстро выявлять в пассажиропотоке преступные проявления. В 2011 году СК УВДТ переименовано в УТ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу. Одной из первостепенных задач Управления стало пресечение незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Для ее выполнения на федеральном и межрегиональном уровне осуществляется взаимодействие с центрами по борьбе с экстремизмом и терроризмом, а также подразделениями ФСБ России. Сотни интраскопов, металлодетекторов, систем видеонаблюдения, различные портативные лаборатории для определения взрывчатых веществ – все это активно работает в зданиях аэропортов и железнодорожных станций в зоне обслуживания УТ МВД России по СКФО.
Сегодня транспортная полиция - это высокоорганизованная составляющая правоохранительной системы нашей страны, способная эффективно выполнять возложенные на нее задачи. Зона ответственности УТ МВД России по СКФО протянулась от Калача-на-Дону в Волгоградской области до города Дербента в Республике Дагестан. В оперативном обслуживании Управления тысячи километров железнодорожного полотна и водной глади, десятки вокзалов и грузовых станций, аэропорты и речные порты, расположенные в одиннадцати субъектах Российский Федерации. Ежегодно через участки обслуживания транспортной полиции региона следуют десятки миллионов пассажиров. В настоящее время возглавляет управление генерал-лейтенант полиции Николай Симаков.
Транспортные полицейские пресекают деятельность организованных преступных групп и сообществ, изымают из незаконного оборота огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы и взрывные устройства, наркотические вещества и контрафактную продукцию, раскрывают кражи личного имущества и грузов, выявляют преступления экономической и коррупционной направленности. Участвуют в ликвидациях последствий чрезвычайных ситуаций. В марте 2016 года, при заходе на посадку в аэропорту Ростов-на-Дону, потерпел крушение пассажирский самолет. В результате этой трагедии никто из пассажиров и членов экипажа не выжил. Более 300 сотрудников транспортной полиции во взаимодействии со всеми службами принимали участие в ликвидации последствий этой авиакатастрофы. Более двух суток на взлетно-посадочной полосе и прилегающих территориях ни на минуту не прекращалась работа экстренных служб. Уже на третий день аэропорт Ростова-на-Дону начал функционировать в штатном режиме, а работа транспортных полицейских во время ликвидации последствий чрезвычайной ситуации была оценена положительно. 2018 год в Российской федерации был насыщен мероприятиями государственного уровня. Одним из таких событий стало проведение в нашей стране ЧМ по футболу, а Ростов-на-Дону стал одним из городов-организаторов этого первенства. Во время проведения матчей в нашем городе побывало большое количество иностранных болельщиков, которые прибывали воздушным или железнодорожным транспортом, в связи с этим на объектах транспортной инфраструктуры были предприняты повышенные меры безопасности. Ежедневно полицейские сопровождали десятки поездов, охраняли общественный порядок в аэропортах и железнодорожных станциях, обеспечивали безопасность на судовом ходу реки Дон.
Говоря о работе Управления, важно отметить деятельность ветеранской организации Управления. Ветераны встречаются с молодежью на уроках мужества, проводят экскурсии в музее истории и подразделениях транспортной полиции, делятся своим жизненным и профессиональным опытом с молодыми сотрудниками полиции. Многие стражи правопорядка верны присяге и носят форму уже не в первом поколении. В линейных подразделениях транспортной полиции Северо-Кавказского региона опыт старшего поколения передается в 60-ти династиях.
Преодолев вековой рубеж, органы внутренних дел на транспорте прошли славный и героический путь и по-прежнему нерушимо стоят на страже безопасности и правопорядка, ведут решительную борьбу с преступностью и террористической угрозой на важных стратегических магистралях нашей Родины. Сегодня с уверенностью можно сказать, что на земле, воде и в воздухе безопасность граждан в профессиональных и надежных руках транспортной полиции.
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя