С осени 2022-го модельер-конструктор Светлана Бердина работала в две смены: закрывая двери ателье за последними клиентами, начинала шить эвакуационные носилки для наших бойцов. Вот только ее сыну «Нео» носилки в зоне СВО не понадобились. Парень погиб мгновенно.
Света очень хотела ребенка. Всю беременность представляла их встречу, намеченную врачами на первые числа января 2003 года. Артёмка решил, что ждать наступления Нового года слишком долго и порадовал маму своим появлением 29 декабря.
– Вместе с сыночком родилась традиция покупать елку накануне, прятать ее, украшать, пока спит, чтобы его праздничное утро было волшебным, – начинает рассказ Светлана. – 2025-й впервые встречала без елки. Вместе с сыном из жизни исчезли праздники.
Артём не доставлял маме хлопот. Рос послушным, заботливым. Занимался баскетболом, но в период интенсивного роста мяч забросил в угол и пошел на кикбоксинг.
– Он был высоким и худым. При росте 195 см весил всего 65 кг. Его из-за этого в армию не взяли.
После 9-го класса парень поступил в НКСЭ на специальность, связанную с программным обеспечением. В выборе профессии разочаровался, но студенческая жизнь нравилась: посещал театральную студию, участвовал в постановках.
– Как-то летом устроился в частный лагерь вожатым. Подростки к нему тянулись. Заработанные деньги потратил на обучение игре на барабанах. Мечтал о собственной установке.
Светлана включает видео на смартфоне. В полутемном помещении кафе на сцене ее сын с полной отдачей играет на барабанах.
– Дайте мне белые крылья, – я утопаю в омуте… – начинает подпевать женщина вокалисту. В глазах блестят слезы. – Теперь эта песня у меня только с ним ассоциируется. Мы были как нитка с иголкой. Во всем его поддерживала, а он мне всегда помогал. Бывало, позвонит, спросит, где я. Говорю, в гипермаркете. Пять минут и он уже встречает, чтобы сама пакеты тяжелые домой не несла.
Светлана была на работе, когда в ателье в один из майских дней 2022-го с серьезным видом зашел сын.
– Мам, я принял решение бросить учебу и заключить контракт с Министерством обороны. Пойду на СВО добровольцем.
У женщины потемнело в глазах, но виду она не подала, только впилась пальцами в край раскройного стола, чтобы не упасть.
– Тёма, посмотри сюда.
Светлана взяла в руки сантиметровую ленту.
– Одно деление на ленте – месяц твоей учебы. Ты отучился уже 3 года и 8 месяцев. Вот такой путь ты прошел. Потратил время, силы. Осталось два сантиметра всего.
Артём доучился. Светлана была рада, но мысли о том, что сын не отказался от идеи подписать контракт, а лишь на время ее отодвинул, не давали покоя.
– Смотреть и слушать новости из Донбасса без содрогания не могла. Начала изучать работу волонтеров в городе, хотелось чем-то помочь нашим ребятам, чтобы спецоперация скорее завершилась, и мой сын никуда не пошел. Помню, кто-то предложил плести сети. Я попробовала, но мне показалось не рациональным тратить свое время на плетение, когда в ателье простаивали промышленные машинки.
Судьба свела с Мариной Писаренко, представителем всероссийского волонтерского объединения «Золотые руки ангелов» в Новороссийске. Навыки Светланы и оборудование ее ателье идеально подошли для пошива бескаркасных тактических носилок и эвакуационных тросов. Делали эти незаменимые на передовой вещи из прочных строп, выдерживающих на разрыв до 580 кг.
Час, два, три – километры ровных строчек для спасения чьих-то сыновей.
– Артём не передумал. В декабре 2022-го уехал в часть на боевое слаживание, а 9 февраля в зону СВО. Считайте, только-только 20 лет исполнилось.
Сослуживцы, узнав, что Бердин имеет диплом программиста, окрестили его компьютерным гением и дали позывной «Нео» в честь героя фильма «Матрица».
Командование определило новороссийца на службу в штаб. Светлане стало немного легче – хотя бы не на передовой.
– Поначалу, когда звонил, много рассказывал. И про прилеты, и про разные страшные события, а потом все меньше и меньше. Привык, наверное.
Когда единственный сын ушел на СВО, женщина стала еще больше времени посвящать волонтерству. Шила носилки, маскхалаты, сумки, куда бойцы их складывали. И над каждым изделием искренне молилась: за Артёма, за всех наших ребят.
Шитьем волонтерство Светланы не ограничивалось. Она отправляла бойцам посылки, участвовала в финансовых сборах, а летом 2023-го сама поехала на позицию к сыну в ДНР с гуманитаркой.
– У нас был целый день. Мы гуляли по Донецку, ели разные вкусности. Артем очень любил шоколад. На какой-то миг даже показалось, что никакой СВО нет.
В штабе «Нео» прослужил почти год и всякий раз, звоня домой, говорил маме, как он хочет на передовую, где еще ни разу не был. Считал свое умение настраивать антенны, устанавливать связь, ремонтировать рации чем-то обычным и не таким значительным, как штурм позиций врага.
4 февраля 2024-го года «Нео» отправили на боевое задание. Ему вместе с сослуживцами предстояло сменить дежурившую группу. До точки ребята добрались. Пост приняли. 5 февраля в 3 часа ночи Светлана получила от сына последнее сообщение: «Я на передке. Как будет связь – напишу».
– Я молилась, ждала, надеялась. Искала информацию. В конце февраля узнала, что сын числится без вести пропавшим. Пошла в военкомат сдавать ДНК. Не хотела верить в смерть, надеялась на чудо, на плен…
Светлана перестала принимать новые заказы, но все, что было в работе, доделала и отдала – чувство ответственности превыше всего, люди же не были виноваты в пропаже ее сына. За закрытыми дверями ателье она продолжала остервенело строчить носилки, не различая день и ночь. Шум работающей машинки заглушал ее материнский плач.
В марте 2024-го, через месяц после пропажи Артёма, глава города Андрей Кравченко наградил Светлану Бердину почетной грамотой за ее волонтерский труд. Получать рамку и цветы женщина не пошла, не было сил. За нее это сделала Марина Писаренко.
Светлана встает с дивана и берет в руки папку. В ней собраны заявления, ответы, документы сына. Листает файлы. За зеленым свидетельством о рождении сиреневое – о смерти. Паспорт, жетон. Дрожащими руками мать героя достает военный билет. Открывает и подносит к лицу. Я думала, она хочет поцеловать фото сына, ошиблась:
– Не пахнет. Уже не пахнет землей, – Светлана опускает военник и показывает мне. – Видите, разводы от дождя, следы от земли. Его нашли поисковики группы, созданной по приказу командира. Передали мне в апреле 2024-го, когда сама в штаб поехала. Нашли на позиции. Документ нашли, а сына нет. Но обещали. И сдержали слово.
Артёма искали пять месяцев.
«Сегодня ночью я сам его нашел, – написал Светлане один из участников поиска. – Примите мои соболезнования».
А ниже ответ матери: «Не знаю, что и сказать. Спасибо».
– Никогда не думала, что за это можно сказать спасибо. Но видела, как сходят с ума матери, годами ищущие своих сыновей. Мой нашелся, я его смогла похоронить, 29 июня 2024 года на «Аллее Славы» кладбища на горе Щелба. Орден Мужества присвоили посмертно.
Артём Бердин, рядовой с позывным «Нео», оказался погребенным дважды. 5 февраля события, вероятно, развивались следующим образом: вернувшись с задания, парни сняли с себя броню, каски, и в этот момент начался прилет. Артём успел прыгнуть в окоп, но осколок размозжил ему голову. Парень погиб мгновенно. Его засыпало землей. Тело было найдено на глубине 80 см. За то, что упорно искали, что копали, а не просто по верхам смотрели, Светлана и благодарит бывшего командира сына и его сослуживцев.
– Жить не хотелось. Друзья, мама, брат помогли взять себя в руки. А еще мои девочки с «Аллеи Славы». Нас с ними подружило горе. Теперь вместе помогаем мальчишкам. Когда Татьяна Финтисова, тетя погибшего на СВО Гриши Жихарева, кинула клич, что ребятам в госпитале нужны трусы, я встала с дивана и пошла шить. Нож специальный, для раскройки полотен, купила, связи подключила: девочки из магазинов тканей отдавали нам рулоны «веселеньких» тканей бесплатно, привозили на заказ по оптовым ценам без накруток. Мы решили, что ребята насмотрелись, натерпелись, поэтому белье нижнее для них делали яркое, с забавными принтами. За короткое время сшила около 700 трусов.
Раньше Светлана Бердина арендовала помещение под ателье, теперь купила свое. Доделывает ремонт. Сама. Освоила технику нанесения декоративной штукатурки, сборки мебели. Как сказал ее психолог: «С клиентами надо общаться, а стены выдержат все». Название для мастерской модельера-конструктора тоже есть – «Нео».
– Мама моя, Мария Ивановна, вяжет для ребят на передовой теплые носки. Целая стопка готова, до холодов будет еще больше. Заставляю себя шевелиться, да и девчата с «Аллеи» поторапливают: пора снова что-нибудь шить для мальчишек. Сейчас оборудование по местам расставлю – и в бой. За ленточкой парни строчат из автоматов, а у нас тут свои строчки – спасающие жизни и дарящие заботу нашим защитникам.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя