Уникальную работу для Российского государственного архива литературы и искусства выполнили работники Дома-музея Николая Островского в Новороссийске – экспертизу рукописей и машинописных листов романа «Как закалялась сталь».
Педагоги страны вновь настаивают на возвращении в школьную программу величайшего романа о сложнейшем периоде истории нашей страны. «Когда Россия участвует в СВО, такие произведения просто необходимы для патриотического воспитания подрастающего поколения», – сказал заслуженный учитель России, наш земляк Виктор Пахомов. А что думают на этот счет работники Дома-музея Николая Островского в Новороссийске?
Небольшой уютный музей располагается на Мефодиевке, на улице Васенко. Даже если не знаете адреса, мимо не пройдете. Старый домик с белыми ставнями и ажурными наличниками, на кирпичном фасаде – мемориальная доска с барельефным портретом Островского. Старинные ворота. Это дом Мацюков – родителей супруги писателя Раисы. Со своей возлюбленной Николай Алексеевич познакомился в 1926 году, когда приехал в Новороссийск поправлять свое здоровье. В Великую Отечественную войну дом родителей был полностью разрушен, но затем отстроен заново.
«Сестра почти силой втолкнула меня в кухню, — вспоминала впоследствии Раиса Порфирьевна. —За обеденным столом рядом с мамой сидел человек, уже знакомый мне по фотографии. Первое, что я заметила, – пышные темно-каштановые волосы; зачесанные вверх, они волной спадали на левую сторону. Темные брови, почти сросшиеся у переносицы. Глубоко посаженные карие глаза. Они казались огромными и подчеркивали бледность матового лица.
«Какой красивый!» – промелькнуло у меня в голове…
Сколько раз впоследствии я до мельчайших подробностей припоминала эту встречу, которая изменила мою судьбу, встречу с человеком, имя которого признано символом нашего комсомольского поколения. С человеком, книга которого выдержала сотни изданий и в десятках миллионов экземпляров разошлась по всему миру».
Меня встречает заведующая литературно-мемориальным отделом НИМЗ Татьяна Рыбалко. Мы задерживаемся во дворе, рассматриваем сад, буйный розарий, огромную акацию во дворе за домом, которой лет сто, ее однозначно видел писатель. Заходим в дом. Его интерьеры были восстановлены по чертежам Раисы Порфирьевны. В доме пахнет стариной: нет, современные квартиры в панельных домах больше так не пахнут. На входе панно из чеканки – рельефно-скульптурная композиция, посвященная Островскому. Спальня, где два года спал Николай Алексеевич, очаровательна – белые скатерти и ажурные, вязанные крючком салфетки на столах, старая кровать с металлическими спинками, деревянные полы, тканая дорожка на полу.
Я особенно присматриваюсь к листкам с почерком Николая Алексеевича. В этом музее много таких артефактов с образцами почерка. На стене в большом формате – фраза Островского его почерком о намерении «написать историческо-лирическо-героическую повесть». Это очень хорошо, потому что мы поведем речь об экспертизе почерка писателя.
– Российский государственный архив литературы и искусства создает свой Государственный реестр уникальных документов Архивного Фонда Российской Федерации. В том числе там будут храниться автографы и машинописные листы романа Николая Островского «Как закалялась сталь», – рассказывает Татьяна Витальевна. – Наш литературно-мемориальный отдел получил задание сделать экспертизу автографа, рукописей и машинописей. К нам их прислали в электронном варианте.
Почерк Николая Островского особенный, менялся на протяжении всей его непродолжительной жизни. Жизнь в Гражданскую войну была несладкой, будущий писатель прошел через тяжелые испытания. В результате – артрит, рассеянный склероз, прогрессировала болезнь Бехтерева, которую даже в наше время не научились успешно лечить. Островский потерял подвижность, стал терять зрение и пришел к полной слепоте. С конца 1930 года он с помощью изобретенного им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Болезнь прогрессирует. Островскому в написании помогали уже «добровольные секретари», которым он диктовал текст.
– Большое количество рукописей хранится в первом музее Н.А. Островского – литературно-мемориальном музее в городе Сочи, открытом по приказу правительства РФ в 1937 году. Я была в этом музее и рассматривала, изучала эти рукописи, – рассказывает Татьяна Рыбалко. – Анализируя представленный нам Госархивом материал, я понимала, что писал человек с плохим зрением, строчки сползали, порой они ложились по диагонали. Зачастую роман писался простым карандашом. Сомнений не было: перед нами подлинник.
Величайшее произведение до сих пор рождает бурную дискуссию среди представителей старшего поколения. Есть мнение, что роман перед издательствами серьезно трансформировался командой профессиональных писателей во главе с Александром Серафимовичем. Этот обидный намек опровергла Ольга Ивановна Матвиенко, заведующая научной экспозицией Сочинского литературно-мемориального музея Островского, защитившая диссертацию по роману «Как закалялась сталь». Ольга Ивановна сравнила оригинал романа, рукопись и произведение после правок разных издательств и редакторов в связи с публикацией. Безусловно, правка и сокращения были, и каждый редактор правил по-своему. Исчезли из романа некоторые сцены, длинные описания природы. Роман лишился напевности речи и текучести фраз, «переплавленных» в короткие предложения «рубленой прозы». Но Николай Островский всякий раз противостоял грубой правке, дискутировал, убеждал редакторов – боролся за каждое слово романа.
Татьяна Рыбалко, изучающая творчество Островского двадцать лет, не перестает восхищаться личностью писателя.
– Меня поразило то, что Николай Алексеевич был обыкновенным человеком, со своими сомнениями, ошибками. На протяжении девяти лет он оставался слепым и неподвижным, испытывал дикую боль во всем теле, но не потерял интерес к жизни, – говорит Татьяна Рыбалко. – Он вникал во все мелочи, размышлял, как его семья будет без него. После публикации романа к нему, наконец, пришла слава, Островский был награжден орденом Ленина. Правительство выделило ему квартиру в Москве, дачу в Сочи, личный автомобиль. Но Островский понимал, что дни его сочтены, болезнь прогрессировала. Он изо всех сил спешил завершить роман «Рожденные бурей».
«Я хочу, я обязан дописать «Рожденные бурей». Вот почему я дрожу над каждым своим часом… Болят слепые глаза. Представь, что тебе под веки насыпали крупного песку… Жжёт, неловко, больно. Мне предлагают вынуть глаза. Говорят, будет легче. Ненадолго. Но без глаз — это уже совсем страшно… Одного боюсь, что болезнь подбирается к мозгу, к штабу. Вот это уже будет непоправимо», – писал Николай Алексеевич.
А вот малоизвестный факт: каждый родственник Островского после выданного писателю гонорара за роман получил в дар от него по 5000 рублей.
Музей открыт каждый день, кроме выходных. Рекомендую всем родителям отвести туда своих не читающих чад. Фишка экскурсии – когда детям завязывают шарфом глаза и предлагают написать ручкой текст, чтобы почувствовать, как писал Николай Островский. Это лишь крошечная уловка для того, чтобы заинтересовать молодежь личностью писателя.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя