26 июня в библиотеке имени Э.Баллиона прошло заседание рабочей группы городской Думы города Новороссийска по обсуждению материалов комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения памятника природы «Цемесская роща» с целью определения возможности строительства автомобильной дороги от села Цемдолина до улицы Портовой.
Заседание рабочей группы проходило под руководством председателя городской Думы VI созыва Александра Шаталова при участии депутатов, представляющих профильные комитеты.
В работе заседания также приняли участие заместители главы муниципального образования Дмитрий Агапов и Надежда Галкина, руководители управления архитектуры и градостроительства, управления имущественных и земельных отношений, управления перспективного развития и отдела экологического контроля, а также директор Краснодарского филиала ГК «Автодор» Николай Ильин, главный инженер ООО «ИнжПроектСтрой» Александр Филатов, разработчики проекта и представители Совета по экологической безопасности при главе муниципального образования.
Экологи и представители законодательной и исполнительной власти Новороссийска заслушали выступление разработчиков проекта и ознакомились с представленными ими материалами, обосновывающими необходимость проведения корректировки границ и площади ООПТ. Большинством собравшихся была отмечена значимость данного проекта для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры города, снижения транспортной нагрузки и улучшения в целом экологической обстановки в городе.
Но реализация проекта столкнулась с необходимостью решения вопроса по проведению корректировки границ и площади ООПТ «Цемесская роща». Позиция экологов оказалась непреклонной – территория рощи, как памятника природы федерального значения, должна оставаться в установленных границах.
В представленных компанией-проектировщиком материалах комплексного экологического обследования ООПТ было отмечено настоящее состояние рощи – захламленность и заболоченность отдельных участков. Согласно проекта, из 126 гектаров территории рощи строительными работами будет затронуто около 5 гектаров, находящихся вдоль границы ООПТ. Были внесены предложения по организации компенсационных мероприятий. Но и они были отвергнуты экологами.
В защиту проекта заместитель главы администрации города Дмитрий Агапов сказал:
- Предлагаемая проектом дорога частично идет на опорах, минимально затрагивая земельные участки, частично проходит по объектам недвижимости, в частности по территории с гаражами, которые планируется изъять, а территорию подготовить под озеленение и благоустройство.
Предлагаемая проектом трасса является, по сути, недостающим элементом федеральной дороги, которая входит в город, выходит из города, а в самом городе ее нет. И в результате – весь транзитный большегрузный транспорт движется по улично-дорожной сети Новороссийска. Опасения экологов по поводу негативного влияния на Цемесскую рощу вполне объективны: действительно, определенное влияние будет. Вопрос в том, как его можно минимизировать, а также улучшить состояние самой Цемесской рощи. По оценкам экспертов-экологов, после строительства этого элемента федеральной дороги, исключающей светофоры, углы и повороты трассы на девяносто градусов, – воздействие на экологию города существенно улучшится. Чтобы дать ответ – быть дороге или не быть, необходимо взвесить все «за» и «против», выслушать мнения и экспертов, и жителей города. Поэтому администрацией города на 18 июля намечено провести общественные экологические слушания в Городском доме культуры (бывший кинотеатр «Украина»). Начат сбор заявок по этому обсуждению. На сегодняшний день поступило уже 48 обращений граждан, большинство из которых – за строительство данной автодорожной трассы.
Председатель городской Думы VI созыва Александр Шаталов напомнил собравшимся, что на территории рощи уже давно не проводились никакие защитные мероприятия. Только силами сознательных граждан и администрации города на некоторых участках периодически вычищается мусор.
Главный инженер ООО "ИнжПроектСтрой" Александр Филатов пояснил:
- Коллеги, мы провели комплексное экологическое обследование территории Цемесской рощи, вывели аспекты, касающиеся экологической обстановки именно на самой территории памятника природы. Нами отмечены: загрязнение территории, она буквально охвачена стихийными свалками, отсутствие водоотвода, заболачивание… Это все негативно сказывается на состоянии рощи, и может привести к утрате ее ценности.
В качестве компенсационных мероприятий разработчики проекта предлагают дополнительное изъятие земельных участков прилегающей к ООПТ территории с целью последующего проведения рекультивации, включающей посадку зеленых насаждений. Таким образом эта территория за счет средств государственной компании, за счет средств заказчика строительства этой автомобильной дороги может быть включена в территорию памятника природы с сохранением всех ее свойств в качестве «легких города».
Для минимизации воздействия автотрассы на Цемесскую рощу проектом предусмотрены строительство экодуков, обустройство по всей трассе поверхностного водоотвода, установка шумо- и пылеулавливающих экранов.
- Как вы будете заниматься рекультивацией и садить деревья, если вы по факту не знаете, сколько их там растет? Плотность древостоя там достаточно высокая, – возразили представители Экологического совета.
Николай Ильин, начальник Краснодарского территориального управления ГК «Автодор», пояснил:
- Мы как раз и собрались здесь, чтобы от администрации города, от депутатского корпуса и от экологической общественности города услышать пожелания – что необходимо заложить в проект, чтобы минимизировать негативное воздействие на рощу и компенсировать нарушение экологического баланса. Все должны понимать – на сегодняшний день реализация этого проекта очень важна для города, и трасса не может быть проложена никак иначе. Нет другого варианта прохождения трассы, кроме как здесь. После корректировки около 3% территории рощи, площадь останется не меньше. В основу этого проекта положены такие экологические меры, как защита от шума, от ливневых стоков, обустройство локальных очистных сооружений. Что еще необходимо сделать? Мы хотим получить от вас некое техническое задание, которое мы могли бы так же включить в основу этого проекта.
- Эта территория в ведении министерства природных ресурсов Краснодарского края, поэтому такие вопросы нужно решать с их участием. К тому же на территории много краснокнижных растений, а у вас нет нормального обоснования о состоянии рощи, - заметили экологи.
Ряд депутатов предложили всем сомневающимся в необходимости строительства дороги временно дать возможность пожить в Гайдуке или на Сухумском шоссе.
Александр Шаталов добавил:
- Роща в ужасном состоянии, я не знаю даже, как можно там ходить, я готов пройти с вами и показать, как она заболочена, свалки, деревья погибают. С рощей надо что-то делать. Мое личное мнение: однозначно эта дорога нужна.
В ходе дискуссии также было отмечено мнение независимых экспертов-экологов о том, что заболоченные участки говорят о деградации территории. Изъятие 5 га под строительство автодороги из существующих 126 га – это порядка 3% от объема всей территории ООПТ – не приведет к существенному негативному влиянию, тем более с учетом предлагаемых компенсационных мер.
Председатель комитета по экологии городской Думы Виктор Озёрин напомнил участникам заседания, что жители «той стороны» города задыхаются от большегрузов, живут в условиях невероятной загазованности и полного дискомфорта:
- Это ж каменный век! Нам предлагают капитальнейшее сооружение в рамках целевой федеральной программы! Я считаю, что мы, депутаты, должны принять все необходимые меры, чтобы эта дорога начала как можно скорее возводиться. Надо всем собраться и направить свои усилия на разработку и утверждение компенсационных мер, предусматривающих дренажи и оживление рощи. Я за то, чтобы к строительству дороги как можно быстрее приступали.
Собравшиеся внимательно прислушались к выступлению эколога Вениамина Голубитченко по поводу адекватности компенсационных мер:
- Территория навечно изъята из хозяйственного использования, потому что памятник природы по своей сути – это маленький заповедник. В нем точно такие же ограничительные меры по ведению хозяйственной деятельности. К тому же в роще не все так плохо – там идут свои нормальные естественные циклы жизни. Сейчас роща проходит свой стареющий этап – много старых деревьев, которые естественным образом погибают и уступают место молодым. Да, нам нужна дорога, которая позволит разгрузить город. Но что мешает улучшить атмосферный воздух, проверяя на въезде в Новороссийск все эти чадящие и тарахтящие машины. У нас практически каждый второй большегруз коптит…
Алексей Карпич, депутат городской Думы, заявил о своем желании поддержать инициативу строительства автодороги, соединяющей Цемдолину с улицей Портовой, при условии осуществления компенсационных мероприятий: «Я склонен доверять проектировщикам дороги. Тем более, что речь идет только об окраине ООПТ. Дорога пройдет не через всю территорию Цемесской рощи. Только краешек «отрезается». Само по себе строительство этой дороги – это уже значительное оздоровление экологии в городе».
Депутат Наталья Боровскаяв поддержала мнения коллег о важности и необходимости строительства дороги:
- Я только «за»! И, уверена, таким же будет мнение жителей тех районов, где просто невозможно жить: ребенка нельзя вывести на коляске гулять, старикам невозможно ночью открыть окно, потому что задыхаются от этих машин. Вопросов просто не может быть! Пожелание одно – чтобы побыстрее начали строить!
- Мы все за сохранение зеленых зон, чтобы туда можно было сходить подышать свежим воздухом. Сейчас нужно обсуждать, что можно получить от застройщиков для наведения порядка в Цемесской роще и оздоровления ее экологического баланса, а не спорить нужна – не нужна дорога, – также высказал свое мнение Сергей Савотин.
Александр Шаталов, подводя итоги заседания рабочей группы, сказал:
- Депутаты, выступая на стороне интересов своих избирателей, согласны с необходимостью строительства дороги. Предлагаю вместе с представителями городской общественности пройти по Цемесской роще и посмотреть реально, не на словах, как все очень и очень плохо на этой территории. Раньше туда новороссийцы выходили гулять – а теперь войти невозможно. Жители многоэтажек, которые расположены рядом с этим ООПТ, не могут пройти в рощу – болота, мусор, вонь, комары..
В результате заседания было решено в ближайшее время создать рабочую группу для детального рассмотрения всех возможностей по изменению территории и границ ООПТ. Было особо отмечено, что в состав группы должны обязательно входить представители общественности города, члены Совета по экологической безопасности при главе муниципального образования, новороссийские научные сотрудники и независимые эксперты в области экологии.
Также в ближайшее время будет организовано выездное заседание городской Думы и представителей администрации Новороссийска с участием членов Совета по экологической безопасности и представителей общественности города на территорию ООПТ «Цемесская роща» для ознакомления на местности с участками, по которым планируется прохождение дороги, а также для установления параметров необходимых компенсационных мер.
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя
я
29 Июня 2018 23:05
Бармалей
30 Июня 2018 09:42
APP
05 Июля 2018 23:27
eddelvejs
02 Августа 2018 18:22