В Новороссийске фестиваль современного искусства «Узорница» дал возможность зрителям по-новому взглянуть на мусор. Корреспондент «НР» тоже приложила свою руку, чтобы отходов стало чуточку меньше.
Страшно любопытно было мне узнать, что это такое – современное искусство в городе-герое. Могу ли я стать его частью? Если нет, то хотя бы понаблюдать со стороны, как создается нечто такое, что может увлечь пресыщенную публику? В парке Ленина в день открытия фестиваля было малолюдно. Сумасшедший норд–ост распугал «понаехов», пришли истинные новороссийцы.
Оглядываюсь по сторонам и вижу движение у «комнаты смеха». Помните это магическое помещение из детства, куда мы непременно заходили, чтобы увидеть себя кривыми уродцами? Тесную комнату с утратившими магию кривыми зеркалами переоборудовали под картинную галерею. Публика рассматривает картины, писанные в необычной технике. Абстракция? Сюрреализм? Или что-то другое?
Экскурсию ведет известный художник Инал Савченков, изобретатель направления в искусстве «квантовый постреализм». Знакомимся. Выясняется, что знаменитость родом из Новороссийска, учился в 3-й школе. И тоже в детстве ходил гулять в парк Ленина. То, что его работы выставлены в «комнате смеха», это символично – комната была его любимым объектом.
– Я сегодня представлю свои работы, выполненные на парашютной ткани, и картины своего друга из «нулевых», художника Франца Родвальта. Я специально подобрал яркие работы и выставил их в комнате смеха. Мы с Францем основали интернациональную школу «Инженеры искусства». Метод «Инженеров искусства», именуемый петербургским постреализмом, можно описать как поиск универсального художественного языка с помощью эстетического анализа окружающего мира: применение средств искусства к познанию и обработке научно-технических открытий, исследований в сфере гуманитарных наук, философии и медицине, – Инал сыпал и сыпал не совсем понятными терминами, которые я не успевала записывать, а тем более осмысливать.
Картины Родвальта и полотна Инала с любопытством рассматривал посетитель выставки Агиль Аббасов, известный в Новороссийске руководитель управляющей компании.
– Пришел в первую очередь увидеться с другом, – говорит Аббасов. – Мы с Иналом дружим 30 лет, вместе были в Германии, путешествовали. У меня дома висит его картина «Акулья голова», символизирующая коррупцию, откусывающую руки с деньгами. Работы Инала мне очень нравятся, он самобытный художник.
В «комнате смеха» была замечена хозяйка художественной галереи «Арт-вертикаль» Елена Зарубинская. Она с любопытством разглядывала причудливые картины, выполненные в пиксельной технике, и терпеливо слушала разъяснения Инала.
Куст жасмина перед «комнатой смеха» был украшен палками с завиточками из пластика. Я сразу поняла, что это какая-то продвинутая инсталляция.
– Моно Катя, художница из Москвы, автор перфоманса. Здесь представляю свои работы из «ЖКХ-арта», – представилась автор инсталляции.
Как я поняла, в Москве ЖКХ-арт очень развит. Продвинутые художники давно делают работы из разного мусора. Моно Катя сегодня представляла сказочные цветы из плавленых пластиковых бутылок. Их москвичка насобирала на горпляже Новороссийска.
– Посмотрите на эти сказочные деревья, пластик блестит, как драгоценность. Когда дует ветер, они шуршат, – зомбировала меня Катя. А я не заметила, как ухватилась за фен и стала горячим воздухом плавить мутную от морской соли пластиковую бутылку, разрезанную мной на неровные полоски. Пластиковые полоски под горячим воздухом превращались в золотистые кудри. Ко мне примкнули подростки, которые также с упоением плавили пластик, превращая бутылки в сказочные цветы.
Из медитации с пластиком меня вывела движуха у соседнего стола. Художница их Новороссийска Аксинья Волкова предлагала виртуозно испортить старую футболку – научить рисованию хлоркой. Нужно сказать, что мероприятие привлекало множество взрослых женщин, желающих увидеть залипательное зрелище.
– Хлорка делает волшебство, – приговаривала Аксинья, разбрызгивая «Доместос» из баллончика на темно-серую футболку. И тут случилась магия: пятна стали коричневыми, затем цвета пралине. И уже через минут пять низ футболки превратился в красно-коричневые маки на туманном поле. Женщины ахнули. Зрительница Марина Чернявская принялась фотографировать преображение. Другие зрительницы спрашивали пропорции хлорки и воды. Аксинья не жадничала: она развела в расчете 1/1.
Тем временем известный новороссийский художник-абстракционист Владимир Аксенов собирал в парке свою инсталляцию. Над размонтированными качелями выставлены палки шалашом, на металлической мачте буквы сложены в слово «Тишина».
– Я сотрудничаю с молодыми художниками не первый год, мне с ними очень интересно, – признался 66-летний Аксенов. – Работа над чем-то новым дает работу головному мозгу. Правда, я не всегда все понимаю у молодых. Но я не разучился учиться. Хочу, чтобы они меня не сбрасывали со счетов.
На фестивале «Узорница» абстракционист представлял инсталляцию «Тишина». – Она родилась у меня после 12-дневного сплава на надувной лодке по реке Чусовой, – рассказывал Аксенов. – Река эта прорезает весь Урал, вокруг тайга, тайга и тайга. Когда я сплавлялся, поймал себя на мысли, что вокруг звенящая тишина, которую в Новороссийске не поймаешь.
Особенно эффектно инсталляция абстракциониста смотрится вечером – подсвечивается огоньками. А за этой «Тишиной» – шумящая улица Республики 1905 года.
Владимир Аксенов давно увлекся путешествиями по нашей великой стране. Причем он предпочитает велосипед остальным видам транспорта. Сначала он проехал на велике через Крым, затем сгонял в Архангельск и Республику Коми.
– В таких дальних путешествиях я черпаю эмоции и новые образы для своих новых картин. На Чусовой я набрал много фотоматериала, но потерял телефон в Новохоперске! – пожаловался художник.
Тем временем мои дети потянули меня к столу, где расписывали камни акриловыми красками. Малышня с упоением принялась изготавливать из черноморского голыша питомца. Рядом художник-декоратор Светлана Топорова выставляла на витрине свои работы из папье-маше. Мне показалось это занятным.
– Я давно занимаюсь созданием предметов искусства из вторсырья. К примеру, сегодня я представляю предметы интерьера, сувениры, обереги, сделанные из яичных клеток, – рассказывает Светлана.
Действительно, получилось весьма недурно. А всего-то нужно размочить бумагу и смешать с клеем ПВА.
– Я сделала предметы интерьера, имитирующие дерево, камень, глину, песчаник, – Светлана показывала, что можно сварганить из яичной клетки и самого обычного клея.
– Цель фестиваля «Узорница» – вдохновить людей создавать из мусора предметы искусства, – говорит художник Мари Московцева. – Мы столько всего выбрасываем в мусорный контейнер. А ведь можно из некоторых материалов создавать новые вещи. Глобальная история мусора должна быть переписана нами же! Нужно скорей остановить этот культ потребления. Нужно как можно скорей уходить от технологий, губительных для нашей планеты. Даже этот стаканчик для кофе сделан из кукурузной муки, которая растворится в воде.
– Мама, выброси испорченную бутылку в мусорник, – канючили дети после трех часов гуляния по фестивалю. А я с любовью прижимала к груди мою первую работу в жанре ЖКХ-арт. И до сих пор вожу ее в машине, не решаясь отправить ее в последнее путешествие на Щелбу.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя