Большая группа активистов, исследующих экологические проблемы Новороссийска и черноморского побережья Краснодарского края, встретилась с руководителями морского терминала и резервуарного парка АО «КТК-Р». Общественники и нефтепроводчики обсуждали, как можно еще больше снизить техногенную нагрузку на экологию. Но больше всего делегацию жителей интересовало мнение специалистов о технологиях, которые помогут защитить город от неприятного запаха меркаптанов.
Встречи специалистов консорциума с делегатами горожан проходят ежегодно, компания так демонтирует свою открытость, готовность отвечать на все вопросы, которые есть у людей о деятельности КТК, потому что диалог помогает информировать людей о деятельности и планах компании, технологиях, применяемых при транспортировке и перевалке нефти.
Гости – а это жители не только Новороссийска и Анапы, но даже Ярославской области, сначала увидели резервуарный парк – насколько он современен, какие технологические решения применяются, чтобы ни одна капля нефти не вылилась на землю, как минимизируются испарения и как обеспечивается пожаробезопасность объекта. Начальник парка Сергей Аксенов рассказал, что, например, основываясь на опыте эксплуатации первых резервуаров, были усовершенствованы уплотнители плавающих крышек остальных резервуаров и заменены на первых четырёх, также доработали их дыхательные клапаны. Сама конструкция крышки не дает образоваться газовоздушной смеси, что практически исключает выбросы вредных испарений в атмосферу. Сейчас в парке заасфальтированы все технологические дороги, строится еще один пожарный пруд емкостью около 17 тысяч кубометров, куда будут собирать дождевую воду. Кстати, во время прогулки людей по парку по нему также свободно бегал заяц, а кузнечики запрыгивали на одежду работников.
Вот тут-то и заговорили про удушливый запах меркаптанов, который портит жизнь жителям не только прибрежной полосы города, но достигает даже станицы Раевской. Общественники сказали, что доверяют применяемым технологиям перекачки и хранения нефти, но как уменьшить выброс тиолов, которые попадают в атмосферу при погрузке «черного золота» в танкеры? Да, когда консорциум объявил, что будет снижать темпы погрузки при южном ветре, ситуация стала лучше, даже на территории резервуарного парка запаха такого нет. Но последние два месяца, например, в Мысхако люди порой чуть ли не задыхаются от этой химической вони. В чем причина?
Именно запах и невыясненность причины его появления в городе, считают общественники, портит все впечатление об успехах и стараниях нефтепроводчиков.
Как заверил замглавного инженера КТК-Р Сергей Половков, компания прилагает все усилия, чтобы уменьшить негативное влияние не только этих газов и контролировать концентрацию других вредных веществ в воздухе вокруг своих объектов.
-Выносные причальные устройства (ВПУ) оборудованы метеостанциями и как только они выдают информацию, что ветер задул с юго-востока или юго-запада, то скорость погрузки нефти сразу снижается, а при полном штиле погрузка вовсе останавливается. Причем это происходит в любое время суток, у нас нет намерения скрыть что-то под покровом ночи,- сказал Сергей Алексеевич.
– Мы специально для себя заказали у отечественной компании два опытных экземпляра прибора для анализа атмосферного воздуха по 12 показателям, в том числе, и меркаптанам. Один прибор выполнен в варианте мобильного, с ним наш сотрудник выезжает в районы, откуда поступает много сообщений о запахах меркаптанов, делает замеры. Второй прибор установлен стационарно на границе санитарно-защитной зоны морского терминала, прямо рядом с жилыми домами. Он проводит замеры круглосуточно, может выявить источники загрязнения, оценить воздействие на окружающую среду, анализировать экологическую ситуацию. Собранные им данные поступают на наш сайт.
– По законодательству КТК не обязан выполнять эту работу, – продолжил Половков, – однако мы хотим иметь более полную картину об экологической обстановке. Это помогает нам совершенствовать контроль за технологическими процессами, располагать аргументированной информацией при общении с населением и властями. Обращения граждан также важны для нас, мы внимательно изучаем их, реагируем, со специалистами стараемся определить причины, которые вызывают эти жалобы.
В ходе дискуссии выяснилось, что в российском законодательстве не установлено предельно допустимых концентраций (ПДК) по меркаптанам, поэтому сложно говорить о том, насколько они вредны. Половков в качестве аргумента о том, что КТК не может быть причастен к выбросам, на которые жалуются люди, сказал – ВПУ и были удалены от берега на 5 километров в море, а не на один, как рекомендуют нормативные документы, чтобы обеспечить максимальное рассеивание газов.
– Один из НИИ, который оценивал данный способ перевалки, сделал вывод – пока меркаптаны от танкера, загружаемого через ВПУ консорциума, доходят до берега, их концентрация уменьшается в 400 тысяч раз, – привел данные заместитель главного инженера КТК-Р. – И постоянные замеры приборов подтверждают, что их концентрация в воздухе вокруг морского терминала в период перевалки минимальна. Кроме того, КТК заключил договоры с несколькими специализированными организациями, которые регулярно проводят анализ морской воды и организмов, почвы и атмосферного воздуха в районе терминала. Результаты свидетельствуют, что все в пределах нормы. Проверку на безопасность, в том числе экологическую, проходят и все танкеры, которые приходят к нам за нефтью.
А информация о чистоте воздуха в районе морского терминала КТК будет доступна жителям Южной Озереевки в круглосуточно в режиме после того, как в селе на средства консорциума закончат строительство молодежного культурного центра. На его стене разместят цифровой экран именно для экологического информирования населения, – сообщил последние новости Сергей Половков.
Общественники предложили подумать над тем, чтобы консорциум разработал и предложил свою методику определения ПДК и нормативов запаха меркаптанов для всей страны. Как оказалось, компания такую методику уже разработала для внутреннего использования и контроля, однако распространить её на всю отрасль вряд ли получится. Нефтепроводчики считают, что эта задача государственных институтов, отвечающих за экологию и здравоохранение, ведь дело это очень сложное, долгое, потому что нефтедобывающие компании и организации, занимающееся перевалкой нефти и нефтепродуктов, работают в разных условиях, на разном оборудовании, по своим технологиям. В одной только Цемесской бухте перевалкой «черного золота» занимаются с десяток организаций. И у ученых немало взглядов и предложений по этой теме. Так что соединить методики, идеи и предложения в одно решение, приемлемое для всех, под силу только государству.
Поспорили о технологиях, которые бы могли при погрузке нефти фильтровать или откачивать меркаптаны в отдельные емкости. Некоторые гости считают, что таковые существуют, но специалисты огорчили – при способе перевалки через ВПУ пока заслуживающих внимания технических решений в мире не разработали.
Общение продолжилось у морского терминала, где гости ближе познакомились с работой стационарного поста контроля качества воздуха и системой экологического мониторинга компании.
– КТК-Р – компания международная, у нас есть информация о всех новшествах в технологиях погрузки нефти, если бы был изобретен надежный и экономически оправданный способ рекуперации, мы бы о нем знали, – заверил региональный менеджер морского терминала КТК-Р Алексей Пилипенко.
Итогом разговора, порой непростого, но откровенного и профессионального, стало желание продолжить такие встречи.
– Уверена, мы выясним причину появления меркаптанов в городе, и такие встречи нам в этом очень помогут, – сказала эколог Татьяна Трибрат, вручая Пилипенко и Половкову значки с надписью «Я люблю Черное море», который экологи сделали своими руками.
Её поддержали другие общественники: открытость КТК-Р и подобные встречи, где идет откровенный обмен мнениями и взглядами, надо масштабировать, потому что это сдвигает ситуацию заботы об охране окружающей среды к лучшему, нацеливает стороны на продуктивное сотрудничество. А глава Глебовского сельского округа Елена Кучера поблагодарила КТК-Р еще и за многолетнее социальное партнерство, благодаря чему в городе и селах появляются новые спортивные, социальные, медицинские объекты, которые заметно поднимают уровень развития и комфорта территорий.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя