На СВО Дмитрий Судоплатов ушел тайком от родных. Не хотел волновать. Не хотел, чтобы отговаривали. Он мужчина, казак и все для себя решил. Даже умирая, Дмитрий пытался спасти тех, кто ему доверился, но 11 сентября 2023-го осколки вражеского кассетного снаряда оказались сильнее дружбы.
– Елена, деньги отказываетесь брать, чем вас отблагодарить за помощь и внимание? Вы так часто к нам приходите, – боец, опершись на локоть, чуть приподнялся на больничной койке.
– Улыбайтесь чаще. Это будет для меня самой лучшей платой, – Елена Судоплатова окинула взглядом палату, помахала парням дрожащей рукой и быстро вышла за дверь.
В коридоре военного госпиталя она прислонилась плечом к стене и на минутку закрыла глаза. Там, внутри себя, она снова видела сыночка Димку. Он играл на гитаре и улыбался. Он был жив. Можно ли было ему помочь на Запорожье, когда осколок перебил шейную артерию?
Дмитрий родился в 1998-м, на час позже своего двойняшки Владислава. Мальчишки не давали маме возможности расслабиться, постоянно демонстрировали, что они оба лидеры, при этом друг за другой стояли горой. Сложностей добавляло и то, что окружающие часто путали братьев, а маме приходилось решать головоломку: кто же набедокурил на сей раз?
– Пришла за мальчишками в детский сад, а мне воспитатель начинает отчитывать Владика за какой-то проступок. Я слушаю и уточняю, до обеда или после случилось ЧП. Ведь утром в красной майке был Дима, а сейчас, после сна, Влад. Так кто виноват? – смеется Лена за столиком в кафе, где мы встретились. – Когда пришло время идти в школу, наученная горьким опытом, отдала их в разные классы, чтобы не усложнять жизнь учителям, одноклассникам и себе.
В школе Дима не был прилежным учеником. Маму постоянно вызывали «на ковер» из-за возмутительного поведения сына. Но к удивлению преподавателей, веселя и отвлекая всех вокруг, он сам писал контрольные и самостоятельные хорошо.
– Если Дима ставил себе какую-то цель, чем-то загорался – всегда доводил дело до конца. Я удивилась, когда он, такой энергичный и непоседливый, в 3 классе смог собрать картину из бисера. Поразилась, что сам научился играть на гитаре. А еще, у Димки было обостренное чувство справедливости. Он заступался за слабых, никогда не проходил мимо чужой беды. Бывало, что и получал за это, но от своих идеалов не отступался. Умел дружить.
Зная упертый характер сына, когда Дима в 17 лет пришел и сказал, что вместе с другом хочет вступить в Глебовское хуторское казачье общество, Лена даже отговаривать не стала.
Парень с энтузиазмом принимал участие во всех казачьих мероприятиях, а после того, как ему исполнилось 18, стал ходить в рейды, поддерживать правопорядок на массовых мероприятиях.
После 9 класса Дима поступил в радиоколледж. Хотел быть программистом, но на бюджет не прошел. Учился на коммерческой основе. Специальность была связана с финансами. Через два года, так и не получив диплом, ушел в армию. Мама пыталась объяснить, что надо доучиться. У Дмитрия на этот счет были свои аргументы: «Доучусь, когда сам себе на образование заработаю».
В 2017-м году его призвали в ряды вооруженных сил РФ. Службу проходил артиллеристом в Майкопе. Лена хорошо помнит день присяги. Солнце палило нещадно. От жары и волнения женщина упала в обморок.
– Второй раз чуть не упала в обморок, когда через несколько месяцев службы, в телефонном разговоре Дима мне радостно сообщил, что собирается подписать контракт, ведь армия это то, что ему подходит, – вспоминает Лена. – Не знаю, но каким-то чудом все же убедила не принимать поспешных решение, подождать окончания службы. Сын вернулся домой.
На гражданке Дима сменил много разных профессий. Собирал мебель, перекрывал крыши, ремонтировал сантехнику и т.д. Свободное время посвящал казачеству – на 75-летие Победы Дмитрий даже принимал участие в Параде в Краснодаре.
– Когда началась мобилизация в 2022-м году я, как мама двух сыновей, не так давно отслужившихся в армии, очень переживала. Влад по военной специальности был сапером, Дима – артиллеристом. Помните, началось бегство мужского населения в Армению, Грузию и т.д. Однажды вечером сыновья сами завели разговор, что прятаться у отца в Казахстане не собираются, заявили, что если призовут, пойдут служить. Мои настоящие мужчины, – Елена ненадолго замолкает. – Их не призвали. Решение пойти на СВО Дима принял самостоятельно, втайне от нас с Владом.
Весной 2023-го Дмитрий сказал маме и брату, что ему предложили поехать в Сибирь на заработки. Но процесс устройства на работу небыстрый: анкету отправил, сколько ее будут рассматривать – неизвестно. Сидеть дома и ждать – не для него. Нашел подработку в Краснодаре. На большой объект нужны кровельщики, так что в будни планировал работать, а на выходные приезжать в Новороссийск.
– Мне тогда некоторые вещи показались странным, но так как у нас всегда были доверительные отношения с сыновьями, на несостыковках внимание заострять не стала. Мы только летом узнали, что ни в какой Краснодар он не ездил, а участвовал в боевом слаживании на полигоне под Новороссийском, в составе десантно-штурмового батальона «Сокол-2».
В конце мая Дима не приехал домой в субботу, как обычно. Елена заволновалась. Не сразу, но дозвонилась до сына. Услышала, что у него завал на работе и он, скорее всего, приехать не сможет.
– В воскресенье, поздно вечером, сын зашел во двор дома. Я ещё не спала, сразу выбежала на улицу. Дима посмотрел на меня, прижал к себе, поцеловал. Сказал, что он забежал только на пару минут, так как завтра с утра на работу, а нужно ещё добраться до Краснодара. Я даже ничего спросить не успела, – Лена крутит в руках кофейную кружку. – Это был последний раз, когда обнимала сына. Во вторник он позвонил. Сообщил, что, скорее всего, через пару дней его отправят в Сибирь.
Следующие две недели Елена и Владислав ничего о Диме не знали. Телефон был выключен. А потом пришло сообщение: «Все хорошо. Я на месте. Связь будет – наберу». Елена сразу позвонила сыну, но в ответ услышала привычное сообщение робота: «Аппарат абонента выключен или находится вне зоны действия сети».
Через какое-то время пришло еще одно сообщение: «Я не знаю где мы. Деньги платят, кормят, не переживай». Так, в течение месяца, Елена лишь изредка получала короткие весточки от сына, сводящиеся к одному: «Все хорошо. По-прежнему нет связи. Работаем».
– Чем больше проходило времени, тем больше нарастало беспокойство, – вспоминает Елена. – Мысль о том, что сын не в Сибири, а на СВО стала навязчивой. Влад успокаивал, мол, мама, что ты выдумываешь, уж мне бы Димон точно рассказал…
3 июля. Лена хорошо помнит эту дату. Наконец-то в смартфоне высветилось, что ее сынок на связи. Она тут же позвонила, но Дима сбросил звонок и прислал сообщение: «Вечером позвоню». Весь день Елена боялась выпустить из рук телефон. Долгожданный звонок раздался после полуночи.
– Первым делом спросила на СВО ли он и попросила мне не врать. Дима отпираться не стал. Сказал, что все хорошо, спокойно, никто не стреляет, что работают они по графику пять через пять. Просил не волноваться и обещал, что к Новому году обязательно приедет в отпуск.
С тех пор в моменты, когда Дмитрий был не на задании, он звонил маме и брату. О страшных и трагических событиях, которые ему доводилось переживать на Запорожском направлении, ничего не рассказывал, все больше про позитив. Например, что нашел маленькую кошечку и теперь обязательно научит ее ловить мышей, которых в блиндажах полно. А еще про Артема – совсем молоденького парнишку из Армавира. На СВО он попал в 19 лет сразу после армии. Дима взял над юношей шефство, а сослуживцы над ними посмеивались, сравнивая с опоссумами из мультфильма «Ледниковый период», – такими же веселыми и неразлучными.
– 9 сентября Дима позвонил мне первый раз по видео. Он был совсем другой, повзрослевший, а во взгляде и страх, и усталость, и какое-то непонимание. Но как всегда старался улыбаться, не нагружать. Рассказал, что кошечку решил назвать в честь самоходной артиллеристской установки Ноной, и что она, вопреки опасениям, никуда не убежала от него, а еще она смелая и совершенно не боится взрывов, – Елена открывает галерею в телефоне и показывает фотографию сына с маленьким серым котенком. – Сынок хотел найти возможность передать ее мне в Новороссийск, спрашивал, приму ли я ее, ведь там крохе не место. Дима всегда переживал за тех, кто ему доверился, больше чем за себя.
А через два дня, 11 сентября 2023-го, Дмитрия, Ноны и Артема не стало. По позиции прилетело. Как позже рассказали Елене сослуживцы сына, неразлучная троица так вместе и погибла. В последние секунды жизни «Сундук» (такой позывной был у Димы на СВО) пытался собой прикрыть Артема, но осколки все же настигли юношу.
– Мы узнали обо всем на следующий день. Владу кто-то позвонил. Я кричала, больше не помню ничего. Позже, пытались узнать информацию. Нам говорили, что данных нет, потом даже надежду дали: среди погибших оказался полный тезка Димы, но с другой датой рождения. Через пару дней, самую страшную для любой матери весть, подтвердили.
Дмитрия Судоплатова похоронили на Алле Славы кладбища Щелба на десятый день после гибели. На церемонии прощания Елене вручили орден Мужества, присвоенный ее сыну посмертно. Также казаки посмертно наградили Дмитрия орденским знаком «За Веру, Кубань и Отечество» 1 степени. Родственники надеются, что в ближайшее время в Новороссийске появится улица Дмитрия Судоплатова. Помогать военному госпиталю Елена Судоплатова начала еще до того, как ее сын ушел на СВО. Теперь же визиты к раненым бойцам, помощь им в решение вопросов связанных с получением паспортов, покупкой новых сим-карт, блокировкой банковских карт и т.д., стали неотъемлемой частью ее жизни. Елена не любит об этом говорить, как и о том, что она мама Героя, отдавшая Отечеству самое дорогое, что у нее есть.
– Иногда очень тяжело. Кажется, что больше не могу, но как можно бросить? – говорит Елена, опуская глаза. – Они потом звонят, благодарят. Со многими поддерживаем связь даже после выписки, ребята поздравляют с праздниками, присылают фотографии. Потерянного сына мне никто не заменит, но мой Димка до последнего вздоха спасал тех, кто рядом, а я просто продолжаю его дело.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя