«Дорогая моя Юлечка Барановская! Вы моя последняя надежда, так как я по вашим передачам вижу, что в беде вы не оставляете человека. С 2017 года я живу в ледяном доме, ложусь в ледяную постель. Человек, который этого не испытал, никогда не поймет…»
Письмо, адресованное ведущей популярной передачи «Мужское / Женское» Юлии Барановской, в редакцию принесла пожилая женщина. В московской бойкой теледиве трогательная бабушка увидела последнюю надежду, чтобы изменить свой непутевый быт.
Пока старушка, представившаяся 75-летней Аллой Александровной Дудник, отогревалась в стенах редакции газеты, мы выслушали сбивчивый ее рассказ. И поняли, что нужно непременно приехать в хутор Горный, чтобы засвидетельствовать тяготы ее жизни.
Бабушка уверяла, что печь ее развалилась и что живет она без отопления уже семь лет.
Журналистская бригада отправилась в путь. Вот скромный домик, расположенный на главной хуторской улице, Шоссейной. Звоним бабушке. И застываем на месте от неподдельного удивления: бабулечка лихо перемахивает через металлический забор! Оказывается, щеколда калитки застряла и не открывается уже много лет. Редакционный фотограф Анатолий Поздняков сильным движением мужской руки справился с заскорузлой проблемой. После этого бабушка смогла зайти в свой двор через калитку.
Вход к дому перегораживает сторожевой пес Емеля. Он строго брешет на чужаков. Обходим дом с другой стороны. Да и не обходим – облазим. Бабулечка ругается на соседей, которые перекрыли ей свободный ход шиферными листами. А с другого входа несет свою трудовую вахту пес Дымочек. Алла Александровна рассказывает нам историю, как к ней попал этот пес и что она его взяла на свое попечение, несмотря на мизерную пенсию размером в 13700 рублей.
Хозяйка проводит нас в свой дом.
Автору этих слов пришлось выдохнуть, чтобы описать все, что мы там увидели.
В коридоре приходится все время наклоняться, потому что с потолка свисают тряпки, одеяла – вероятно, чтобы удержать призрачное тепло. Главная комната напоминает медвежью берлогу. Черные стены, провалившийся пол, остатки печной кладки, которая давно развалилась. Голая лампочка на закопченном потолке не включается.
Вторая комната выглядит ничуть не лучше первой: с ободранными стенами, густо устлана картоном. У стены – один на другом – три старых ламповых телевизора, ни один не работает. Старая кровать с изодранным матрасом перевернута вверх ножками. Спит бабулечка… даже не знаю, на чем. Ищу место, чтобы присесть и записать сбивчивый рассказ, но найти стул так и не получается. Остаюсь на ногах.
За эти годы в моем доме побывало шесть комиссий. Составляют акты, фотографируют. Вот и вся их помощь! Одна комиссия в 2021 году порекомендовала мне ждать спонсоров. Будто поиздевались! — вздыхает Алла Александровна.
Алла Александровна, в девичестве Вихтевская, родом из Славянска-на-Кубани. В Новороссийск переехала, выйдя замуж. Трудилась уборщицей на цемзаводе «Пролетарий». Попытки стать матерью, по ее словам, не увенчались успехом. Сын скончался в младенчестве. Овдовев в 49-летнем возрасте, Алла Дудник принимает решение обменять свою однокомнатную квартиру на частный дом в хуторе Горном. К домику прилагался земельный участок в 17,5 сотки с выходом к речке.
Чем думала одинокая женщина, соглашаясь на эту сделку? Понимала ли она, что придется самостоятельно, без мужского плеча, решать коммунальные задачи?
Алла Александровна рассказывает, что сначала печь в доме работала исправно. А потом стала дымить. За четыре года она закоптила весь дом, а потом печь эксплуатировать стало невозможно. Постепенно она развалилась. С 2017 года пожилая женщина живет в холоде. Как можно спать в таком холоде и сырости, не укладывается в голове.
Спрашиваю у бабулечки: какие проблемы со здоровьем? Бабушка вспоминает, что иногда ее беспокоит радикулит.
Водопровода в хуторе Горном нет. Алла Александровна покупала дом без колодца или скважины. Брала воду из реки, которая протекает через задник участка. Сейчас, говорит бабушка, дойти до речки она не может потому, что соседи перекрыли ей ход, замуровали калитку.
Мы отправляемся к реке, чтобы убедиться в этом. Скажу вам, что это была настоящая экспедиция! Хмель заполонил весь участок. Чтобы пройти, нужно становиться на корточки и ползти гусиным шагом. Мне пришлось снять пальто, чтобы не испачкать его о траву. Шустрая бабулечка, в отличие от меня, легко справлялась с препятствиями.
А вот и калитка, которая действительно закрыта. Да только это калитка на соседский огород! Алла Александровна убеждает меня, что ранее всегда пользовалась ею и тропинкой тоже, чтобы дойти до реки и набрать воды. А теперь она не может туда добраться.
Предлагаю идти по ее заросшему травой огороду. Кое-как доходим до речки, сражаясь с зарослями терна и хмеля.
Место тут прекрасное, и жить, наверное, приятно. При условии, если есть удобства. А для меня сейчас это все кажется чем-то нереальным. Как можно годами жить без воды, без тепла? Бабулечка говорит, что питьевую воду покупает в магазине. А техническую воду, постирать или помыться, действительно не принести. Да и как пробраться к реке, если огород зарос непролазным хмелем и терном?
Много лет не было у бабушки и туалета, вернее, он уплыл во время потопа в 2002 году. Говорит, что писала Владимиру Жириновскому, тот услышал бабушкины проблемы и прислал в 2018 году, перед выборами, своих однопартийцев, чтобы поставить новый туалет. И действительно, мы видим прекрасный деревянный уличный туалет.
«Семь лет я живу в ледяном доме, а местная администрация не обращает на меня внимания. Только вы, Юлечка, поймете меня. 17 октября мне исполнилось 75 лет. Восьмую зиму в ледяном доме я уже не выдержу. В Горном вокруг лес, горы, за моим огородом речка, природа… Красота, жить да радоваться! А радости у меня нет. Но я не унываю. Вот найду деда с мешком денег. Шутка! Нельзя же, Юлечка, все время плакать…
Заканчиваются последние дни года. Нужно загадывать желания. Я мечтаю, что на Новый год снова буду сидеть в теплом доме у телевизора и смотреть «Голубой огонек», – пишет Алла Дудник в своем письме Юлии Барановской.
Ах, как жаль мне стало эту бабулечку, которая так не устроена в быту! Предложила я Алле Александровне продать дом с участком и купить теплую квартиру в городе. В ответ бабушка сказала, что желает жить на земле.
– Алла Дудник – моя соседка, я живу через один дом, – говорит Татьяна Шестакова, председатель ТОС хутора Горного. – Дом ее признан аварийным. Неоднократно администрация приезжала к бабушке, чтобы узнать ее проблемы. Туалет ей поставил не Жириновский, а администрация Верхнебаканского сельского округа! В конце своего огорода Алла Дудник устраивает свалку. В апреле этого года подожгла там мусор. Я вызвала пожарных, мы огонь еле потушили. Проводка в ее доме старая, периодически случается замыкание. Местный житель Алексей Пантелеевич, в прошлом электрик, всегда ей раньше помогал, чинил проводку. Но уже не может. Однажды был комиссионный выезд к Алле Александровне, приезжали, в том числе, и соцработники. Они предложили ей место в интернате или помощь соцработника. Она от всего отказалась. У меня, как у председателя ТОС, нет возможности сделать ремонт в ее доме.
Татьяна Владимировна говорит, что раньше относилась к соседке с жалостью, по возможности помогала ей, подкармливала ее горячим. Но после того как бабушка стала выражаться нецензурно в адрес председателя ТОС (после инцидента с тушением костра), она отказалась от всякого общения с ней. Единственный вариант, по мнению Татьяны Шестаковой, передать бабушку в интернат, чтобы она доживала в тепле и заботе.
Смотрела я на быт Аллы Дудник и понимала, что никто не застрахован оказаться в старости в таком жалком и беспомощном состоянии. Наверное, близкие, дети должны стать опорой и главными помощниками.
А если вот так, никого нет? Приходится надеяться только на Юлию Барановскую, которая приедет и соберет бабке печку и починит проводку, пробурит скважину. И будет жить бабушка долго и счастливо.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя