Новороссиец Андрей Леонов 25 лет собирает факты о гибели теплохода «Адмирал Нахимов» в бухте Новороссийска и ведет уникальный сайт.
Сегодня он может считаться самым авторитетным исследователем этой морской катастрофы. Именно Давид Чапкис, автор книги «Гибель «Адмирала Нахимова», завещал Леонову свой личный архив с документами по катастрофе. Впервые в эксклюзивном интервью «Новороссийскому рабочему» Андрей Леонов рассказывал, что осталось неразгаданным в этой трагедии 38-летней давности.
– В 1986 году мне было девять лет, и я пережил личную трагедию: в июле в автокатастрофе погиб мой отец, – вспоминает Андрей Леонов. – Чтобы переключить детей с горестных мыслей, мама нас с братом водила по вечерам гулять в город. 31 августа мы прогуливались в парке Ленина, затем спустились к морвокзалу. И я увидел «Адмирала Нахимова». Было семь-восемь вечера, теплоход принимал пассажиров, готовясь к отплытию. У меня в том возрасте всегда в такие моменты возникало желание уплыть на белом теплоходе.
Первого сентября школьная учительница сообщила нам скорбную весть: «Нахимов» затонул. В те годы, несмотря на малый возраст, я остро почувствовал эту трагедию, которая наложилась на личное семейное горе. Страшно было осознать, насколько тонка грань, которая отделяет вчерашнюю обычную жизнь и сегодняшнюю, после трагедии, в один миг перевернувшей судьбы многих людей. Я следил за событиями по статьям в газете «Новороссийский рабочий» об этой катастрофе, храню все экземпляры с материалами начиная с 3 сентября 1986 года.
– В 1995 году вышла книга Давида Чапкиса «Гибель «Адмирала Нахимова». Я увидел эту книгу на развале в Ростове-на-Дону, она стоила 8,5 тысячи рублей. Деньги немалые, но я выкроил их из скромного студенческого бюджета и книгу буквально проглотил. Она меня потрясла. Это фундаментальный труд, глубокое, скрупулезное исследование катастрофы. Мне захотелось эти детали перенести в Сеть, чтобы с ними могли ознакомиться люди.
Тогда Интернет только появился в России. При Ростовском госуниверситете, где я учился, открылись компьютерные классы. Я стал ходить туда работать над сайтом. В 1997 году были первые наброски, а спустя два года появились первая структура сайта, меню, разделы. Возникла идея не только структурировать материалы в сети Интернет для более полного понимания читателями, но и использовать возможности Сети для наглядного описания событий – отрисовать палубы парохода и связать их ссылками так, чтобы можно было «перемещаться» по ним. Там же, на схемах, есть ссылки, которые ведут к фотографиям судна, локализация которых указана на схеме в виде стрелок разных цветов, в зависимости от того, когда сделано фото – при жизни судна либо уже под водой.
В 2012 году мой знакомый сделал 3D-анимацию столкновения судов, что также нашло свое место на сайте. В общей сложности на наполнение сайта ушло 13 лет.
В 2001 году на моем сайте появились первые подводные фотографии, мне их предоставил московский оператор Дмитрий Волков, он спускался к «Нахимову», а я был над местом крушения, в катере. Мне повезло участвовать и в создании документальных фильмов в качестве одного из консультантов, принимать участие в передачах, в том числе и на федеральных каналах.
Волею судьбы Андрей Леонов познакомился, а затем и сдружился с автором книги «Гибель «Адмирала Нахимова» Давидом Чапкисом.
– В 1999 году меня послали на стажировку в Институт морского флота в Санкт-Петербург. Давид Тойвович, как выяснилось, бывший сотрудник этого института. Один из его бывших коллег дал мне его телефон и адрес. Я позвонил. Давид Чапкис сначала отнесся ко мне настороженно, предположив, что я хочу «хайпануть» на его книге. Но я объяснил ему, что создаю сайт, на котором не зарабатываю. Благодаря размещению на нем фактов из книги писателя, о его детище со временем узнает весь мир.
Чапкис согласился на встречу. Я спросил: «Что взять с собой?» Он шокировал меня: «Водку и банку сгущенки». Такие у него были вкусы, он водку закусывал сгущенкой. Жил исследователь на Васильевском острове в крохотной двухкомнатной квартирке. Чапкису тогда шел 69-й год. Он был бодрым, остро мыслящим человеком. Мы с ним выпили. Чапкис действительно закусил сгущенкой.
Идея с сайтом писателю понравилась. Мы стали общаться, переписываться. На 20-ю годовщину гибели «Нахимова», в 2006 году, я пригласил Давида Тойвовича в Новороссийск, купил ему билет и поселил в своей квартире. Возил его по городу, даже в редакцию «Новороссийского рабочего» мы заезжали на интервью к Евгению Лапину.
– Чапкис – мощный исследователь и ученый. Глыба. На него смотришь и думаешь: как этот великий человек может быть столь простым? Дотронуться до этой личности – уже счастье. Говорить Чапкис мог на любые темы. Он увлекался ковкой, в Питере у него был свой цех.
Я был у Чапкиса в цеху, видел его кованые изделия. А мне он подарил кованую розу. Она до сих пор хранится у меня. Давид Чапкис скончался от рака 17 ноября 2009 года. Его внучка передала мне его архивы по «Адмиралу Нахимову».
Мы рассматриваем архивы Чапкиса. Что же в них? Уникальные документы для любого историка или коллекционера бесценны. Схемы судна, по которым работали водолазы в спасательной операции, списки судовых экипажей и пассажиров, фотографии с немецкой верфи, где строилось пассажирское судно «Берлин» – так ранее назывался «Адмирал Нахимов». Копии протоколов опроса всех участников катастрофы – обоих капитанов, помощников и лоцманов. И подшивки газеты «Новороссийский рабочий» с публикациями о катастрофе.
Андрей Леонов говорит, что Давид Чапкис не любил, когда «Нахимова» сравнивали с «Титаником». Он считал эти две катастрофы принципиально разными. В первую очередь из-за того, что у экипажа и пассажиров лайнера в Атлантике было время, почти два часа, чтобы что-то предпринять для своего спасения. А «Адмирал Нахимов» затонул за беспрецедентно малое время – 6-7 минут. И спастись пассажирам, которые в 23.15 отходили ко сну, не было ни одного шанса.
– Чапкис в книге разделяет столкновение и кораблекрушение, имея в виду, что не всегда кораблекрушение может произойти в результате столкновения. Он всегда критически относился к формулировке «кораблекрушение наступило в результате столкновения» и всегда разделял эти процессы во времени. Суда сталкиваются, говорил Чапкис, но не должны тонуть после столкновения стремительно быстро, как это случилось с «Нахимовым».
Судно еще должно какое-то время жить, прежде чем затонуть. У «Нахимова» такого шанса не осталось. Во-первых, потому, что скорость двух судов была слишком большой. А площадь пробоины вдоль корпуса (около 80 квадратных метров) слишком велика. Кстати, пробоину никто никогда и не видел, так как судно, затонув, легло на правый борт. Вода слишком быстро заполняла судно, так как не были закрыты клинкетные задвижки. Мгновенно погас свет, а аварийный проработал лишь минуту. Случился крен, при таком крене шлюпки спустить было невозможно. Спасательные плоты, которые в случае затопления должны были сами всплыть, были примотаны к корпусу проволокой. Это сделал сам экипаж, чтобы пассажиры их, плоты, не дергали. И понадобилось время, чтобы их открепить с левого борта, тогда как правый был накрененный, и там освободить шлюпки было нельзя.
Однако число спасенных пассажиров и членов экипажа немалое – 826 (затонуло 423). Поздним вечером на круизном лайнере большинство взрослых пассажиров находились на верхней палубе, шел концерт, посвященный Дню шахтера. Работали бары и рестораны. Артист судового оркестра Вагиф Асланов, как он потом рассказывал, в момент столкновения «Петра Васева» и «Адмирала Нахимова» исполнял песню из репертуара Леонтьева «Светофор», на фразе «Все бегут, бегут, бегут…» произошел удар.
Андрей Леонов сейчас озвучивает самый главный вердикт, который вынес Чапкис, изучая трагедию «Нахимова». Судно, перевозившее пассажиров, не соответствовало требованиям безопасности международной конвенции «Солас».
Наследник архива Чапкиса показывает мне уникальный документ – акт обследования «Адмирала Нахимова» в Одессе 8 июля 1986 года, за два месяца до трагедии! Комиссия, обследовавшая судно с сугубо экономическими целями (в ее составе был и капитан Марков, и погибший в катастрофе главный механик парохода), вынесла вердикт, что «Адмирал Нахимов» не может эксплуатироваться как пассажирское судно, не соответствует современным требованиям по безопасности мореплавания, все потенциальные вложения в его модернизацию невыгодны. Пароход подлежит списанию на металлолом. Я фотографирую текст.
– Трагедия «Адмирала Нахимова» не только в ошибках двух капитанов, Вадима Маркова и Виктора Ткаченко, которые не смогли договориться, кто кого пропускает, и допустили столкновение. В Системе взаимоподчинения, существовавшей в те годы в морском флоте, «Нахимов» был, если можно так сказать, обречен. Ему вряд ли кто запретил бы выход в море в те времена. Да и те, кто должен был запрещать, находились в подчинении у тех, кто, «удовлетворяя потребности советского народа на отдых», с каждым разом разрешал судну отправляться в круиз в надежде, что на проторенной дорожке Крымско-Кавказской линии, которую судоводители «Нахимова» проходили десятки раз, с ним ничего произойти не может, – заключает Андрей Леонов.
Я задаю Андрею Леонову вопрос, который эти годы на устах у всех, кто прикасается к трагедии «Адмирала Нахимова». Можно ли было спасти людей, замурованных в своих каютах в воздушных мешках? Правда ли, что водолазы слышали стуки в стены? Максимально ли качественно прошла спасательная операция?
– К сожалению, это миф, который породила эта страшная катастрофа. В книге Давида Чапкиса есть отдельная глава «Сполохи и слухи». Вода в каюты зашла очень быстро исключительно потому, что абсолютно все иллюминаторы были открыты: на пассажирском лайнере не работала система вентиляции. Можно предположить, что герметичные помещения были во внутренних каютах, где не было иллюминаторов. Но вода быстро проникла и туда по системе вентиляции. Даже если там и оставались воздушные мешки, то недолго, – говорит Андрей Леонов.
– Первого сентября водолазы пошли на борт «Нахимова», лежащего на глубине 47 метров, и увидели весь ужас. Очень много погибших было замуровано в музыкальном салоне. Водолазы увидели их через стеклянный купол. Вот это был шок. На передаче у Светланы Сорокиной, посвященной годовщине гибели «Нахимова», присутствовал Николай Черкашин, автор брошюры «Гибель «Нахимова», изданной в 1988 году. Он участвовал в спасательной операции и беседовал с водолазами. Они про стуки ничего ему не сообщали.
Благодаря своему сайту Андрей Леонов все эти годы держал связь с родственниками погибших и с руководителем благотворительного фонда «Нахимовец» в Одессе Натальей Рождественской. Однако в последние два года связь с этой общественной организацией прервалась.
В начале двухтысячных, известный факт, место гибели было признано братской могилой, любые погружения на судно запрещены.
Кстати, музей «Адмирала Нахимова» так и не был создан.
Мне было интересно: чем сайт живет сейчас? Андрей Леонов говорит, что интерес к истории «Адмирала Нахимова» есть и по сей день. Каждый год, 31 августа, фиксируется всплеск посещаемости сайта. Леонову поступали предложения о переиздании книги Чапкиса, но он дал слово себе и автору не зарабатывать на истории «Адмирала Нахимова». На его сайте даже нет рекламы.
Иногда посетителями сайта высказывается предложение поднять судно и сделать в нем музей. Андрей Леонов считает, что это было бы кощунством.
Однако до сих пор имеются версии, которые можно было бы исследовать поклонникам истории лайнера. К примеру, Леонов имеет на руках копию выписки из вахтенного журнала, в котором дежурным записано, что перед столкновением «Адмирал Нахимов» замедлил ход. Но далее в отчетах этот факт никак не учитывался. А ведь это что-то значит для расследования! Не замедли ход, может, судно успело бы проскочить и избежать рокового столкновения.
Еще было бы интересно прослушать записи переговоров команды по УКВ, они хранятся вместе с уголовным делом в архиве Верховного суда. В начале 2010-х Андрей Леонов планировал такую командировку в Москву вместе с Натальей Рождественской. Но она так и не состоялась.
– Мне это очень интересно. Этими материалами можно было бы наполнить сайт. Но это еще предстоит сделать, – завершил мой собеседник.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя