Почти неделю на горе Щелбе в Борисовке продолжается ликвидация возгорания мусорного полигона. Все это время, с первого часа, в этой горячей точке работают пожарные из разных расчетов, совершая подвиг – спасая соседние посёлки и важные промышленные объекты от шального огня.
Корреспондент «НР» навестила ребят на их рабочем месте и передала им слова благодарности и низкий поклон от простых жителей нашего города.
Каждый день новороссийцы следят за сводками с горящего мусорного полигона. Волнение людей понятно: жители Борисовки и Цемдолины опасаются распространения огня, кроме того, людям приходится дышать токсичным дымом, когда ветер дует в сторону жилых массивов.
Я впервые находилась так близко от горы под названием Щелба. Вблизи она производит более гнетущее впечатление. Пытаюсь определить ее высоту. Метров 200?
Замираю в ужасе, созерцая, как дымится южная часть этой «Этны» или «Борисовского Везувия», как прозвали свалку в соцсетях. Наверху суетятся крошечные экскаваторы и большегрузы с грунтом. Пожарные машины расположились под горой, у пожарных перерыв, они ожидают, когда подвезут воду.
Эти сутки дежурят пожарные из ПЧ-22 Глебовского сельского поселения. Кстати, именно эта бригада (Андрей Чашков, Василий Золин, Александр Ананьев) работала в первые сутки, с воскресенья на понедельник, когда загорелся мусорный полигон.
— Когда начался пожар, мы сразу выехали на ликвидацию, — вспоминает командир этого отделения Андрей Чашков. – Жар был такой силы, что невозможно было подойти к пламени и на сотню метров. Сразу же пепел полетел в сторону Глебовского и Южной Озереевки. Была угроза того, что пепел и обгоревшие бумага, которую подняло вверх, упадут на посёлки, и начнется пожар. Люди, проживающие в этих населённых пунктах, стали жаловаться, что им на головы сыпется пепел.
Мужчины, которые отработали в этой системе не один год, признаются, что все это напоминало «последний день Помпеи». А следом за Щелбой загорелась сухая трава на соседствующем кладбище, пожарным пришлось и ее тушить. В три часа ночи пришел сигнал, что в Южной Озереевке загорелся автомобиль. Пожарные не знают, связано ли возгорание с пожаром на горе Щелбе и летящим пеплом, но им пришлось выезжать еще и на тушение автомобиля.
Знакомлюсь с пожарными Военно-морской базы, они тоже дежурят сегодня здесь, на Щелбе.
— Вторые сутки мы здесь, — рассказывают пожарный ВМФ Сергей Коваленко и водитель Валерий Катренко. – Нужно помогать ребятам, вместе мы – сила. И мы сможем остановить пламя.
А вот с дымящейся горы спускается автомобиль заместителя начальника второго отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Артема Андреева. Этот человек – руководитель операции по ликвидации пожара на Щелбе с самого первого часа. Пять дней подряд Артем Николаевич живет на мусорном полигоне, спит и ест в автомобиле. Его руки и лицо обгорели от палящего солнца, на его лице следы хронической усталости. Он даже не может выйти из уазика. Видно, что человек работает из последних сил. Мое сердце дрогнуло: на заставке телефона пожарного фотография его супруги. Передаю слова благодарности от новороссийцев этому великому человеку.
— Особенность этого пожара в том, что горение происходило на склоне под углом. Подобраться к очагу было в принципе невозможно, — рассказывает Артем Андреев. — Загорелся свежий мусор. Отчего начался пожар? Пока нам неизвестно. Говорить о причинах пока рано.
В первые же часы на Щелбе работала максимально большая группа пожарных — 40 человек и 9 единиц техники, — продолжает Артем Николаевич. – Люди, я в этом уверен, совершали подвиг. Работа в таких экстремальных условиях опасна тем, что мусор может начать сползать по склону. Так вот в эту ночь было два оползня!
Буквально в первые часы работы пожарным удалось остановить распространение пламени. Но мусор успел прогореть глубоко и начал дымить. Собственно, он дымит и до сих пор, хотя открытого горения уже нет. По оценке руководителя операцией, на сегодня площадь тления составляет 80 квадратных метров, а на момент возгорания, в воскресенье, площадь пожара была 1000 квадратных метров.
— Сейчас работники полигона переворачивают слои мусора, а наши пожарные проливают их водой из лафетных стволов. Затем их засыпают грунтом, который самосвалами привозят со специальной площадки-накопителя. Бульдозер сваливает грунт вниз, на склон, где тлеет, — рассказывает пожарный.
Артем Андреев считает, что площадь пожара для такого полигона не сильно большая. Но подобраться к очагу и погасить все полностью невозможно из-за особенности — склона. Поэтому процесс полной ликвидации затягивается.
В этот момент на полигон прибывает большой друг редакции «НР», начальник аварийно-спасательного отряда Новороссийска Алексей Одеров. Его бойцы тоже оказывают содействие в ликвидации возгорания.
— Пожар на этой же свалке был в 2020 году, даже на том же склоне, но только сама свалка была гораздо ниже, — говорит Алексей Одеров. – Четыре года назад мы ее потушили за 3-4 дня, а потом тление дотушивали работники полигона. Даже губернатор Краснодарского края тогда облетал Щелбу на вертолете. Работа на таких склонах всегда опасна, ведь может случиться оползень, который утянет с собой людей. Слава богу, что сейчас все люди целы.
Надеюсь, что пожарные, ликвидаторы пожара на Щелбе, будут представлены к наградам или поощрены премиями. Редакция газеты «Новороссийский рабочий» ходатайствует об этом.
novorab.ru
По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
Ваше имя