|
||||
|
Когда Новороссийск задышит? Итоги обсуждения экологии за «круглым столом» в Глебовке
26 апреля 2023 года в Глебовке МО г. Новороссийск состоялся круглый стол «Экология в условиях города-порта». На месте экологическую ситуацию открыто обсудили местные жители, представители администрации города, порта, контролирующих органов, КТК и различные отраслевые эксперты. Последние несколько недель состояние воздуха в городе оставляло желать лучшего. Жители фиксировали неприятные запахи в разных частях города – в южном, центральном районах, в Мысхако, в Лесничестве и на Камчатке Глебовки. Они проводили собственные расследования, чтобы определить виновника загрязнений, замеряли показатели приборами, изучали направления ветра и отслеживали загрузку танкеров с помощью спутников. Часть запахов жители связали с выбросами балластных газов при загрузке танкеров на выносных причальных устройствах (ВПУ) Каспийского трубопроводного консорциума. Но есть и другие подозреваемые, поскольку запахи были в поселках даже когда терминал КТК стоял на паузе и не грузил нефть с 10 по 14 апреля. Источниками запахов, вероятно, стали другие промышленные предприятия города. Мероприятие, прошедшее в селе Глебовское, было организовано по инициативе администрации внутригородского округа города-героя. С вступительным словом выступил Василий Чумак, глава внутригородского округа МО г. Новороссийск: «Новороссийск всегда был и остается промышленным городом, а его порт и цементные заводы – визитная карточка города. Поэтому решения проблемы состояния атмосферного воздуха, безусловно, должны рассматриваться открыто, но с оглядкой на этот факт». В Новороссийске около 500 предприятий, и их количество продолжает расти с каждым годом. Город является крупнейшим портом России на Черном море и одним из самых инвестиционно привлекательных субъектов страны. Темп роста объема инвестиций в экономику города в среднем составляет 120% ежегодно. В администрации города прогнозируют в дальнейшем также устойчивый прирост, что даст дополнительные налоговые отчисления. Перед собравшимися о состоянии системы контроля качества воздуха и перспективах развития систем мониторинга доложил и.о. начальника отдела экологической безопасности администрации МО г. Новороссийск Олег Филатов. Он привел статистику Единой дежурной диспетчерской службы за апрель 2022 и апрель 2023 года, согласно которой в воздухе на побережье напротив ВПУ ни разу не были превышены предельно допустимые концентрации (ПДК) контролируемых веществ. «Отбор проб воздуха ведется 24 часа в сутки с 5 разных постов. Постоянный контроль помогает нам своевременно реагировать на любые изменения показателей воздуха», - отметил эксперт. С порядком отбора проб и реагирования на жалобы населения присутствующих ознакомил Андрей Шефер, специалист территориального отдела управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в городе Новороссийске. Он рассказал об установленных законодательством нормах ПДК и о предложениях федеральной службы в сфере регулирования выбросов летучих органических соединений. Консорциум и сам следит за состоянием воздуха в районе Морского терминала – в начале года на КТК была установлена система автоматического контроля качества воздуха на границе санитарно-защитной зоны и поселка Южная Озереевка. Со всеми показателями качества воздуха, наличия в нем загрязняющих веществ, направлением ветра жители могут следить самостоятельно в специальном разделе «Экоинформер» на сайте компании (https://cpc-online.ru/ecoinformer/). За 4 месяца мониторинга превышения норм ПДК зафиксировано не было. О проблемах для жителей сельских населенных пунктов, связанных с запахом нефтепродуктов, заявила местная жительница Анна Карпачева. Она также озвучила предложения населения по борьбе со сложившейся ситуацией: «либо увеличить расстояние причальных устройств КТК от берега до 15 км, либо не осуществлять погрузку при южном направлении ветра». Однако специалисты отвечают, что технически реализовать пожелания жителей в таком виде невозможно, специфическая форма дна и глубины Черного моря не позволяют отдалить причалы на расстояние более 5 км. Согласно статистическим данным по заболеваемости в городе, которые привел главный врач ГБУЗ Амбулатория № 1 г. Новороссийска Александр Канакин, не обнаружена какая-либо связь между заболеваемостью жителей города и веществами, присутствующими в балластных газах танкеров. С докладом о составе паров нефти марки CPC Blend выступил ученый-биотехнолог, проректор по науке и инновациям ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» Сергей Литвинец. Он подробно остановился на веществах-маркерах запаха в составе выбросов в атмосферу при наливе жидких углеводородов в танкеры. Ученый привел данные о выбросах наиболее резко пахнущих веществ в единицах запаха в час (ЕЗ/ч), измеренные методом динамической ольфактометрии в соответствии с ГОСТ Р 58578-2019 «Правила установления нормативов и контроля выбросов запаха в атмосферу». Согласно приведенному ГОСТу, пояснил, Сергей Литвинец, даже те пахучие соединения, для которых установлен норматив ПДК, часто присутствуют в атмосферном воздухе в таких незначительных количествах, что при контроле качества атмосферного воздуха, как правило, не наблюдается превышение ПДК, несмотря на отчетливое ощущение запаха. Безопасность выбросов подтвердил и судебно-медицинский эксперт по оценке рисков здоровью человека, генеральный директор АНО «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды», доктор биологических наук Карпенко Юрий Дмитриевич. Он заверил население, что угрозы здоровью и, тем более, жизням людей, нет. Участники круглого стола обсудили вопросы рекуперации паров с нефтеналивных судов, возможные инновации и законодательные инициативы. В настоящее время, пояснили представители КТК, нигде в мире не производится оборудование для рекуперации паров с нефтеналивных судов при их загрузке в море, поэтому ВПУ были конструктивно вынесены в море на 5 км (что сильно превышает, кстати, минимальные требования по расстоянию до берега), чтобы не допустить превышение ПДК. Кроме того, как сообщили представители КТК, несмотря на отсутствие нарушений в своей деятельности (что признали другие участники – представители контролирующих органов), консорциум всегда стремился быть полностью открытой и экологичной компанией. Несколько лет назад им были инициированы (впервые в мире) научные исследования состава испарений в районе своих промышленных объектов, а также способов снижения их концентрации. Организован контроль состава атмосферы танков наливаемых судов. Прорабатывается вопрос влияния на запахи химических веществ, используемых в операциях подготовки нефти, возможности нейтрализации и деодорирования пахучих веществ в выбросах. Разработано концептуальное решение быстросъемного фильтрующего элемента для танкеров типа AFRAMAX, ведутся работы по разработке технологии абсорбционной рекуперации тиолов в выбросах. Все предложения, высказанные на круглом столе, внесены в протокол и переданы в администрацию МО г. Новороссийск. По просьбе пользователей сайта, временно, комментарии будут публиковаться после модерации!
|
Ваше имя
Понаех
27 Апреля 2023 19:20
Наталья
27 Апреля 2023 19:34
Старший буржуй
27 Апреля 2023 19:57
Федор Михайлович ответил Старший буржуй
28 Апреля 2023 07:48
Spoilt ответил Федор Михайлович
28 Апреля 2023 15:27
Луна
27 Апреля 2023 22:46
granica69
27 Апреля 2023 23:06
Воланд
28 Апреля 2023 09:49
Понаех ответил Воланд
28 Апреля 2023 20:24
Spoilt ответил Понаех
29 Апреля 2023 00:44
Сосед
29 Апреля 2023 00:33
пессимист
29 Апреля 2023 16:10