Представьте, к вам домой приходят люди, обвиняют вас в воровстве и начинают вымогать 250 тысяч рублей. Представили? Нет, это не рэкет из 90-х, а официальные люди Представительства филиала АО «НЭСК» «Новороссийскэнергосбыт» промышляют на честных абонентах. Каждый владелец малого бизнеса в Новороссийске знает, что ежемесячно контролеры электроснабжающей организации снимают показания приборов учета и фиксируют факт правомерности пользования электроэнергией. Ситуацию, в которую попала наша жительница Алла Геращенко (имя и фамилия изменены), сложно понять, как с юридической точки зрения, так и с моральной. Дело в том, что на ее частном объекте 8 лет назад был установлен новый прибор учета, который был принят энергетической компанией города-героя. На протяжении этих лет контролеры ежемесячно, как минимум 96 раз видели этот счетчик в одном и том же виде, с нарастающими показаниями, передавая в электросеть фотоотчет.
- 11 октября 2016 года мне позвонили на мобильный, и женский голос сообщил, что на моем объекте зафиксировано нарушение изоляции на проводе, которое предположительно может служить фактом потребления неучтенной электроэнергии, в связи с чем составлен акт, - рассказывает Алла. – Я возмутилась, почему акт составлен без моего присутствия и поинтересовалась, куда можно подъехать, чтобы ознакомиться с актом? Честно, эта контролерша грубо отморозила меня и отключила телефон.
Алла, не откладывая в долгий ящик, сразу же приехала в НЭСК на ул. Леднева. Ей повезло, и она попала на прием к руководителю электросетей Ивану Букатнёву. В кабинете у господина Букатнёва находились еще двое мужчин.
- Они искупали меня в комплиментах, долго восхищались моей красотой, и один из них, по имени Абрек, пообещал лично выехать на место для понимания ситуации, - продолжила Алла. – Но, ни на следующий день, ни потом, никто так и не приехал. А когда япришла оплачивать электроэнергию, мне вручили претензию и уведомление, в которых значился долг в размере почти 250 тысяч рублей. Я подумала, что это какая-то ошибка и сразу не придала этому значения. Но через неделю приехала бригада электриков, чтобы отключить мой объект. Я позвонила на личный номер Букатнёва, который он дал мне на приеме, и попросила не отключать электричество до выяснения обстоятельств. Для выяснения этих обстоятельств я сразу же приехала в электросеть. Однако руководитель и его коллеги уже не улыбались мне, а обвинили меня в воровстве и сказали, что 250 тысяч – это штраф за неучтённую электроэнергию. Мои чувства в тот момент можно сравнить с состоянием, когда тебя сильно и больно ударили. Естественно, я попросила обосновать эти обвинения, но надо мной откровенно посмеялись. До конца так и не осознавая злых намерений команды энергетиков, я была уверена, что закон на моей стороне, так как я ничего не украла, и никаких доказательств мне не представили. На следующий день бригада снова приехала, чтобы отключить свет. Я чувствовала моральное насилие над собой.
Наш корреспондент связался с независимым электриком промышленных предприятий со стажем работы по специальности 26 лет Игорем Тимошиным. Вместе они выехали на объект и посмотрели, возможно ли при наличии этих надрезов воровать электроэнергию?
- Если представители электросетей утверждают, что через данные надрезы можно подсоединить провода в виде «крокодилов» для потребления неучтённой электроэнергии, то я, как специалист с большим опытом работы, могу уверенно сказать, что в данной ситуации это невозможно, - поведал независимый электрик. - С технической стороны для подсоединения к проводам нужна большая площадь оголенного от изоляции провода, это, во-первых. Во-вторых, если предположить, что факт незаконного подсоединения всё же имел место, то в этом случае на проводе обязательно останутся следы от контакта: потёртости и опалины. Я увидел, что провод абсолютно чистый, не имеет никаких потёртостей и опалин, и главное, площади надреза для подсоединения недостаточно. Теоретически, такой способ вообще неприемлем для незаконного подключения, - подытожил электрик.
Из 90-х россияне перешли в 16-й год годы нового столетия. Россия позиционирует себя, как правовое государство с начала 2000-х. Поэтому за правдой, что грозит «корпоративным рэкетирам» за правовой беспредел, корреспондент направился в Центр защиты прав потребителей, которым руководит Светлана Шендрикова.
Светлана Валентиновна выслушала ситуацию и лично позвонила господину Букатнёву и сообщила ему о нарушении прав потребителя. Но «опытный» энергетик был уверен в своей правоте.
- В данном случае между потребителем и НЭСКом заключён договор, в соответствие с которым, абонент производил ежемесячную плату за потреблённую электроэнергию. Однако в представленных абоненту документах от 18 ноября 2016 года, значится долг в размере 249 249,61 рублей. Эта сумма не соответствует стоимости реально потреблённой электроэнергии, -поведала юрист по защите прав потребителей. - Если НЭСК начисляет эту сумму по акту неучтённой электроэнергии, то это должно быть отражено в отдельно представленных абоненту документах. Факт нарушения абонентом закона должен быть зафиксирован документом, составленным в его присутствии и подписанным сторонами. В реальности потребителя никуда не вызывали, и документ, фиксирующий факт нарушения, не вручали. В Претензии, которую НЭСК вручил абоненту, указан 30-дневный срок для погашения задолженности, а в Уведомлении НЭСК предупреждает об отключении объекта 02 декабря 2016 года. Незаконность действий НЭСКа заключается также в том, что в нарушение 30-дневного срока, данного в Претензии, было осуществлено отключение объекта. Потребитель обратился с письмом в НЭСК с просьбой обосновать выставленный счёт и не производить отключение до решения вопроса. Со своей стороны абонент ничего не нарушал. Пломба на приборе учёта целая, повреждений самого прибора учёта нет. Ссылка на надрезы на проводах и предполагаемое через них потребление неучтённой электроэнергии ничем не подтверждено.
Данная ситуация далеко не единична в Новороссийске. Жертвами произвола энергетиков зачастую становятся честные плательщики. И доказать свою правоту очень сложно. Потому что те правила, которыми руководствуются электрические монополисты, никак не защищают добросовестных абонентов и дают возможность без суда и следствия вымогать с людей немалые суммы. Ни обосновывать ничего не надо, ни доказывать, повесили долг, вогнали человека в состояние стресса, эмоционального расстройства, вырубили свет, а ты беги куда хочешь, но оплати выставленный счет, даже если ты с ним не согласен.
Ваше имя
Анна
19 Декабря 2016 00:10
Картошка
19 Декабря 2016 11:56
алекс
19 Декабря 2016 20:06
Николай Малыгин
20 Декабря 2016 14:57
Просто друг
20 Декабря 2016 19:36
Лана
24 Декабря 2016 00:50
николай
27 Декабря 2016 20:57
Лана
27 Декабря 2016 23:43
алекс
29 Декабря 2016 22:12